На предыдущем уроке дети получили задание
познакомиться с биографией писателя, прочитать
рассказ и подумать над вопросами, предложенными
учителем. Эти вопросы прозвучат в течение урока
еще раз в качестве этапов анализа рассказа.
Предлагается ограничить оборудование урока
выставкой книг писателя и направить все внимание
на выразительность и воздействующую силу
художественного слова. Учитель организует
работу на уроке с помощью слайдов, на которых
демонстрируются вопросы и некоторые
сопутствующие материалы.
Отдельно на доске написаны немецкие слова,
встретившиеся в рассказе, с их переводом на
русский язык. (Achtung - внимание, arbeiten - работать,
aufziehen - воспитывать, einfaher - простой, Frieden - мир, gut -
хорошо, Haus - дом, Kinder - ребенок, Mansch - человек, Scheise –
навоз.)
Вступительное слово учителя представляет
собой рассказ о замечательном белорусском
писателе Василе Быкове. Необходимо привлечь
знания, полученные детьми самостоятельно, и
дополнить их сведениями, неизвестными детям.
Особенно следует отметить огромный, неоценимый
вклад писателя в увековечение памяти погибших
воинов Великой Отечественной войны и
трагическое противостояние Василя Быкова и
современной белорусской власти, омрачившее
последние годы жизни писателя.
Сюжет и композиция рассказа.
Какими словами вы могли бы охарактеризовать
стиль писателя, проявившийся на первых страницах
рассказа?
Скорее всего, дети отметят лаконизм и
динамичность повествования, обратят внимание на
то, что с заметной размеренностью автор
разбивает свой текст короткими абзацами
величиной в одно предложение. Такой прием
подчеркивает быстроту и хаотичность описываемых
событий.
С чего начинается рассказ?
Автор описывает человека, убегающего от смерти.
Смерть многолика: она преследует героя,
воплотившись во вражеский самолет, обломки
камней, слитки асфальта, пулеметные очереди и,
наконец, немца. Обратим внимание на то, что в душе
героя нет страха, автор не произносит этого
слова: поведение автоматчика Волоки подчинено
инстинкту самосохранения и будто лишено всяких
чувств. Но очень скоро они появятся. Весь
дальнейший анализ рассказа будет разговором о
динамике чувств главного героя, ведь именно его
восприятие действительности раскрывает нам
автор.
Какой момент рассказа является завязкой
действия?
Конечно же, это фраза «Так боец очутился в
подвале». Предложите ученикам разбить развитие
действия на эпизоды, озаглавить их и проследить
за изменением чувств Волоки к немцу, попавшему
волей судьбы вместе с ним в одну ловушку. (Детям
дается время для выписок из текста, затем идет
обсуждение результата.)
Первый завал: удивление, перемешанное с
сочувствием злорадство, любопытство,
уверенность в силе.
Знакомство: растерянность, душевная
неловкость.
Второй завал: без враждебности и без
прежней симпатии, опасение за себя и за другого,
привязанность.
Выход (обращаем внимание на то, что это
кульминационный момент): смятение, душевная
сумятица, отчаяние.
Внимательные дети обязательно отметят, что
рассказ построен «симметрично» (это так
называемая зеркальная композиция). Дайте им
время подумать над тем, какую роль в раскрытии
идеи рассказа играет данный прием. Вернитесь к
этому вопросу еще раз, когда речь зайдет о
главной мысли произведения.
Читатель хорошо видит, что чувства диктуют
Волоке не то поведение, которое должен бы
демонстрировать боец при встрече с врагом. Это
происходит потому, что немец очень быстро
перестал им (врагом) быть. Иван понимает, что Фриц
– такой же человек, как и он. Еще раз предложите
ученикам перелистать страницы рассказа и
выписать слова, которыми автоматчик Волока
называет немца. Анализируем получившийся ряд: немец,
враг, сволочь, гадина, проклятый, собака,
недобитый гитлеровец, пожилой, усталый и немало
перестрадавший человек, человек, незлой человек,
сообщник и друг, неплохой немец, как товарищ,
человек, Фриц Хагеман.
Дети в процессе работы увидят исчезновение к
концу рассказа слов с негативной
характеристикой, заметят частоту употребления
слова «человек» и обратят внимание на
завершающий элемент составленного ряда – это
имя собственное человека.
Эти наблюдения подведут нас к основному
вопросу урока.
В чем, на ваш взгляд, заключена главная мысль
рассказа?
Идея рассказа.
На этом этапе работы следует поставить рассказ
В.Быкова в контекст русской военной прозы и
вспомнить то определение войны, которое дал в
своем романе Л.Н.Толстой: «Война – противное
человеческому разуму и всей человеческой
природе событие». Вероятно, именно к этой мысли
придут ваши ученики, размышляя над заданным
вопросом. Дети заметят, что два героя,
поставленные обстоятельствами в положение
смертных врагов, как люди имеют много общего: спасительный
подвал, следы от ранений осколками, место в
солдатском строю, общую беду, познания в языках
друг друга, мирную профессию, страх перед
спецслужбами, недоверие к агитации противника,
тоску по семье, ненависть к войне, любовь к жизни. Нетрудно
заметить, что автор назвал героев типичными для
русских и немцев именами: Иван и Фриц. В контексте
рассказа эта деталь очень важна, она
подчеркивает идею о бесчеловечности войны и ее
бессмысленности для всех тех, кто в этой войне
гибнет.
Примечательно, что писатель не называет
точного времени и места действия. По брошенным
вскользь фразам можно понять, что речь идет о 1944
годе. События разворачиваются в городе, где стоят
дома с островерхими крышами – вот и все, что
говорит автор. Задайте детям вопрос: Почему
рассказ лишен точной детализации времени и
места? Думается, ответ будет найден быстро.
Ситуация, описанная в рассказе, носит
вненациональный, общечеловеческий характер.
Смоделировав ее в своем произведении, автор
неоднократно разными приемами подчеркнул мысль
о типичности происходящего. Можно упомянуть
другие книги о войне (А.Приставкин «Ночевала
тучка золотая», В.Закруткин «Матерь
человеческая»), где описаны ситуации, близкие
той, что встретилась в рассказе Быкова. Мысль о
победе человеческих чувств над чувствами
солдата объединяет эти произведения.
В заключение подумаем над развязкой рассказа.
Кому адресованы последние слова Волоки?
Кто такие эти «гады»? Только ли немцы? Пусть
выскажется по этому поводу каждый ученик. И еще
один вопрос. Немец упал, сраженный автоматной
очередью Волоки, но было ли ранение смертельным,
не знают ни сам Волока, ни читатель. Попросите
детей ответить на вопрос, как им хотелось бы
истолковать такой финал и почему.
Если останется время, было бы уместно
посмотреть через медиапроектор военные
фотографии. Автор урока выбирала их в Интернете:
сначала периода Великой Отечественной войны, а
затем – современных локальных войн (в приложении
есть некоторые из них). Сопроводите их короткими
комментариями, дайте детям всмотреться в
изображения. Это еще одна возможность задуматься
о цене и ценности человеческой жизни.
В качестве домашнего задания детям
предлагается написать сочинение-РАФТ,
соотносимое с темой урока «Враги и люди на
войне».
Такая форма рефлексии описана в технологии
«Развитие критического мышления через чтение и
письмо» (РКМЧП), по которой, как можно судить из
материалов, присланных на Фестиваль, работает
множество учителей. Для тех коллег, кто еще не
знаком с этой технологией, автор данной работы
позволила себе дать небольшое пояснение
относительно оформления и содержания сочинения.
Итак, сочинение ваших учеников будет начинаться
с «шапки», где им следует указать необходимую для
вас информацию. То есть, сообщить, какую роль себе
выбрал автор работы, кого он представляет в
качестве собеседника, в какой форме происходит
диалог, о чем идет речь. Выглядеть это может так:
Р (роль) – ветеран войны
А (адресат) – его внук
Ф(форма) – рассказ
Т(тема) – эпизод из военной биографии.
Или так:
Р(роль) – журналист, побывавший в зоне боевых
действий
А(адресат) – читатели газеты
Ф(форма) – портретный очерк
Т(тема) – солдат Российской армии.
Соответственно, в первом случае ученик будет
писать сочинение-рассказ, передавая стиль,
манеру рассказчика (роли), а во втором это будет
текст публицистического стиля с присущими ему
чертами. Добавьте к заданию, что вы не
настаиваете на каком-то едином оформлении
работы, то есть, для своего содержания ученик
может выбрать любую подходящую форму (написать
текст от руки, напечатать, прислать вам военный
треугольник, добавить иллюстрации и т.д.) – и вы
получите несколько шедевров. В некоторых
случаях, чтобы сохранить единство стиля, от
традиционной «шапки» надо отказаться. Ученик сам
почувствует, когда она неуместна.
Всех вариантов, которые могут появиться,
невозможно перечислить. Ценность такого вида
работ в том, что они индивидуальны, неповторимы,
их невозможно списать из всякого рода пособий
типа «1000 золотых сочинений», и они под силу
любому из учеников.
Желаю удачи всем, кто «пришел на мой урок».
|