Цель: помочь учащимся проникнуться
чувством восхищения родными пейзажами; осознать
себя защитниками природы
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с шедеврами пейзажной
лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета;
- расширить представление ребят о средствах
художественной выразительности.
- Воспитательная:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства
прекрасного, чувства любви к родной природе.
- Развивающая:
- обогащение речи ребят поэтическими эпитетами,
метафорами; развитие памяти учащихся.
Оформление урока: портреты Ф.Тютчева,
А.Фета; репродукции картин и фотоработы с
изображением природы. На доске записаны термины:
олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.
До начала урока ребята получили листы с
напечатанными фрагментами стихов, с которыми
дети знакомились в начальной школе. Авторы не
указаны, но обозначены в справочном материале
внизу листа (см приложение). Кроме того, на столах
лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Накануне урока учащиеся писали сочинения на
одну из тем:
- Моё любимое время года
- Моё любимое стихотворение о природе
- Зима (весна, лето, осень) в моём городе.
- Тему предлагает сам учащийся (о природе)
ХОД УРОКА
I.
Урок начинается с анализа сочинений.
Все ребята писали работу на тему №1. В сочинении
основное внимание было уделено событийной
стороне: нравится лето, потому что можно делать
то, это и др. Описание природы либо отсутствует,
либо присутствует в очень малой степени. Чувств,
эмоций от созерцания пейзажа нет. Ребята не
замечают сломанных веток, гор мусора под
деревьями, разбитых стеклянных бутылок на берегу
и в водоёмах, хотя помнят о порезах ног. Анализ
сочинений проводится в корректной форме, не
унижая труд учащихся.
– А теперь процитирую К.Г.Паустовского,
писателя, тонкого наблюдателя и ценителя красот
родной природы:
"Каждый любит природу по-своему и "как может”.
В любую минуту она может перейти из состояния
созерцательности в гнев и сопротивление. Многие
знают тот леденящий сердце гнев, какой
испытываешь при виде бессмысленного опустошения
природы. Гул от падения срубленных на корню
вековых деревьев причиняет почти физическую
боль”
А от себя добавлю: человек, любящий природу, не
позволит себе…А вот что он себе не позволит,
хотелось бы услышать от вас.
Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на
доске. Получается примерно так:
- сломать ветку
- вырезать что-нибудь на стволе дерева.
- оставить после себя мусор
- выбросить мусор под дерево или в водоём
- швырнуть камень в воробья
- и т.д.
– Предлагаю считать эту запись на доске нашим
кодексом чести. Если вы согласны – прошу
аплодисменты.
Аплодировали не все.
ІІ.
– Наверное, с тех пор, как появилась речь,
человек пишет стихи. Неиссякаемый источник
творчества выдающихся мастеров поэтической речи
– родная природа. Прикоснёмся же к этому
источнику! Перед вами фрагменты знакомых вам
стихов, авторы которых не указаны. Вам нужно
восстановить справедливость.
Ребята работают.
– Давайте сверим ответы.
Очень мало точных ответов.
– Имена каких авторов вам знакомы? Что вы о них
знаете?
Все имена знакомы, но о поэтах дети не знают
ничего или, что тоже возможно, не помнят.
ІІІ.
– Фёдор Иванович Тютчев – потомок древнего
рода русских воинов и государственных деятелей.
Родился и провёл детство в родительском имении –
в селе Овстуг Брянского уезда Орловской
губернии, в крае, где с незапамятных времён
звучала чистая и щедрая русская речь. Дядька его,
Николай Афанасьевич Хлопов, был умён, заботлив,
горячо любил своего питомца, хранил обычаи
русского православного быта, соблюдал их и в те
годы, когда сопровождал Тютчева за границей.
Домашним учителем на протяжении семи лет был
Семён Егорович Раич, известный поэт и переводчик,
знаток русской, античной и новой европейской
литературы.
– Обратимся к фрагменту № І на ваших листах.
Ваши впечатления? Какую картину вы себе
представляете?
Ребята единогласно считают, что картина
напоминает сказку.
– Какие слова, строки помогают нам представить
сказку?
Зима-чародейка, она околдовала лес и теперь он
живёт волшебной жизнью или Земля принахмурилась
– звучит так, будто поэт говорит о живом
существе, чем-то недовольном.
– Взгляните на пейзажи на доске. Какие строки
стихотворения можно использовать в качестве
названия фотографий зимних пейзажей?
В основном называют "чародейка-зима”.
– Обратимся к ещё одному стихотворению,
помещённому в нашем учебнике.
Учитель читает наизусть "Зима недаром
злится”.
– Как по-вашему, сказочная картина или вполне
обычная?
Все согласны, что сказка продолжается!
– Докажите это утверждение.
Ребята называют: Зима злится, Весна гонит
Зиму, Зима ворчит, Зима – злая ведьма и т.д.
– Как называются эти приёмы создания
художественного образа?
Все безошибочно называют олицетворение,
эпитет – с трудом.
– Приведите примеры олицетворений эпитетов,
метафор из других фрагментов с ваших листов.
Ребята находят достаточно быстро.
– Почему Зима и Весна написаны с большой буквы?
Ответы верные. После этого стихотворение
читают сами учащиеся. Перед ними задача –
создание сказки посредством голоса. Потом
обсуждаем, кому удалось лучше.
Стихотворение "Весенние воды” после
прочтения учителем предлагается
проанализировать самостоятельно по аналогии с
предыдущим стихотворением. Ребята отмечают
сказочный мотив, далее затрудняются. Учитель
помогает.
– Сколько частей в стихотворении? По-вашему,
почему?
– Как показано пробуждение весны?
Ребята знакомятся с понятием динамики как
движения, развития.
– Покажите весну в динамике. Какие слова
являются ключевыми?
Ребята справляются с заданием легко.
– О каких гонцах идёт речь?
Ответы ребят достаточно грамотны;
чувствуется, что стихотворение ими понято. Далее
идёт лексическая работа: брег, гласят. После
этого дети читают стихотворение сами, но задача
перед ними иная – показать динамику природного
явления.
Следующий момент – учащиеся делают
пейзажные зарисовки по мотивам прочитанных
стихотворений. Эти рисунки используются на
следующем этапе урока.
IV.
– Афанасий Афанасьевич Фет –
незаконнорожденный сын богатого орловского
помещика Афанасия Неофитовича Шеншина – был
надолго оторван от семьи, находился на положении
безродного изгоя, был лишён прав и привилегий.
Поэтический дар ощутил в 18 лет.
Учитель читает "Весенний дождь”.
– Попробуйте показать начало дождя в динамике.
– "Что-то” – это что, по-вашему?
– Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения,
метафоры.
– Какое настроение создаёт стихотворение?
Ребята составляют синонимический ряд
– Какие чувства пробуждает стихотворение?
Ребята читают стихотворение, изображают
увиденное в произведении, сравнивают со
стихотворением Ф.Тютчева.
V. Подведение итогов
– Вернёмся к нашему кодексу. Если у вас есть
дополнения – озвучьте их.
Ребята делают дополнение: знакомиться с
художественной литературой, посвящённой
природе.
– Какое стихотворение вам хотелось бы прочесть
ещё раз?
Желающие – все, читают с удовольствием.
В оставшееся время ребята учат стихи
наизусть (выбирают сами). Им предлагается
откорректировать свои сочинения с учётом того,
что прозвучало на уроке.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Специализированный сайт для преподавателей русского языка и литературы - "Учитель словесности"
Презентации к урокам литературы
А знаете ли вы? Интересные факты, связанные с литературой
Работа с одаренными детьми
Выпускаем школьную газету
Вышиваем портреты поэтов и писателей |