Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 17:40:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Времена года в русской поэзии
15.02.2011, 13:26:38

Цель: помочь учащимся проникнуться чувством восхищения родными пейзажами; осознать себя защитниками природы

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с шедеврами пейзажной лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета;
    • расширить представление ребят о средствах художественной выразительности.
  • Воспитательная:
    • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к родной природе.
  • Развивающая:
    • обогащение речи ребят поэтическими эпитетами, метафорами; развитие памяти учащихся.

Оформление урока: портреты Ф.Тютчева, А.Фета; репродукции картин и фотоработы с изображением природы. На доске записаны термины: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.

До начала урока ребята получили листы с напечатанными фрагментами стихов, с которыми дети знакомились в начальной школе. Авторы не указаны, но обозначены в справочном материале внизу листа (см приложение). Кроме того, на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Накануне урока учащиеся писали сочинения на одну из тем:

  1. Моё любимое время года
  2. Моё любимое стихотворение о природе
  3. Зима (весна, лето, осень) в моём городе.
  4. Тему предлагает сам учащийся (о природе)

ХОД УРОКА

I.

Урок начинается с анализа сочинений.
Все ребята писали работу на тему №1. В сочинении основное внимание было уделено событийной стороне: нравится лето, потому что можно делать то, это и др. Описание природы либо отсутствует, либо присутствует в очень малой степени. Чувств, эмоций от созерцания пейзажа нет. Ребята не замечают сломанных веток, гор мусора под деревьями, разбитых стеклянных бутылок на берегу и в водоёмах, хотя помнят о порезах ног. Анализ сочинений проводится в корректной форме, не унижая труд учащихся.

– А теперь процитирую К.Г.Паустовского, писателя, тонкого наблюдателя и ценителя красот родной природы:

"Каждый любит природу по-своему и "как может”. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль”

А от себя добавлю: человек, любящий природу, не позволит себе…А вот что он себе не позволит, хотелось бы услышать от вас.

Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на доске. Получается примерно так:

  • сломать ветку
  • вырезать что-нибудь на стволе дерева.
  • оставить после себя мусор
  • выбросить мусор под дерево или в водоём
  • швырнуть камень в воробья
  • и т.д.

– Предлагаю считать эту запись на доске нашим кодексом чести. Если вы согласны – прошу аплодисменты.

Аплодировали не все.

ІІ.

– Наверное, с тех пор, как появилась речь, человек пишет стихи. Неиссякаемый источник творчества выдающихся мастеров поэтической речи – родная природа. Прикоснёмся же к этому источнику! Перед вами фрагменты знакомых вам стихов, авторы которых не указаны. Вам нужно восстановить справедливость.

Ребята работают.

– Давайте сверим ответы.

Очень мало точных ответов.

– Имена каких авторов вам знакомы? Что вы о них знаете?

Все имена знакомы, но о поэтах дети не знают ничего или, что тоже возможно, не помнят.

ІІІ.

– Фёдор Иванович Тютчев – потомок древнего рода русских воинов и государственных деятелей. Родился и провёл детство в родительском имении – в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в крае, где с незапамятных времён звучала чистая и щедрая русская речь. Дядька его, Николай Афанасьевич Хлопов, был умён, заботлив, горячо любил своего питомца, хранил обычаи русского православного быта, соблюдал их и в те годы, когда сопровождал Тютчева за границей. Домашним учителем на протяжении семи лет был Семён Егорович Раич, известный поэт и переводчик, знаток русской, античной и новой европейской литературы.

– Обратимся к фрагменту № І на ваших листах. Ваши впечатления? Какую картину вы себе представляете?

Ребята единогласно считают, что картина напоминает сказку.

– Какие слова, строки помогают нам представить сказку?

Зима-чародейка, она околдовала лес и теперь он живёт волшебной жизнью или Земля принахмурилась – звучит так, будто поэт говорит о живом существе, чем-то недовольном.

– Взгляните на пейзажи на доске. Какие строки стихотворения можно использовать в качестве названия фотографий зимних пейзажей?

В основном называют "чародейка-зима”.

– Обратимся к ещё одному стихотворению, помещённому в нашем учебнике.

Учитель читает наизусть "Зима недаром злится”.

– Как по-вашему, сказочная картина или вполне обычная?

Все согласны, что сказка продолжается!

– Докажите это утверждение.

Ребята называют: Зима злится, Весна гонит Зиму, Зима ворчит, Зима – злая ведьма и т.д.

– Как называются эти приёмы создания художественного образа?

Все безошибочно называют олицетворение, эпитет – с трудом.

– Приведите примеры олицетворений эпитетов, метафор из других фрагментов с ваших листов.

Ребята находят достаточно быстро.

– Почему Зима и Весна написаны с большой буквы?

Ответы верные. После этого стихотворение читают сами учащиеся. Перед ними задача – создание сказки посредством голоса. Потом обсуждаем, кому удалось лучше.

Стихотворение "Весенние воды” после прочтения учителем предлагается проанализировать самостоятельно по аналогии с предыдущим стихотворением. Ребята отмечают сказочный мотив, далее затрудняются. Учитель помогает.

– Сколько частей в стихотворении? По-вашему, почему?

– Как показано пробуждение весны?

Ребята знакомятся с понятием динамики как движения, развития.

– Покажите весну в динамике. Какие слова являются ключевыми?

Ребята справляются с заданием легко.

– О каких гонцах идёт речь?

Ответы ребят достаточно грамотны; чувствуется, что стихотворение ими понято. Далее идёт лексическая работа: брег, гласят. После этого дети читают стихотворение сами, но задача перед ними иная – показать динамику природного явления.

Следующий момент – учащиеся делают пейзажные зарисовки по мотивам прочитанных стихотворений. Эти рисунки используются на следующем этапе урока.

IV.

– Афанасий Афанасьевич Фет – незаконнорожденный сын богатого орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина – был надолго оторван от семьи, находился на положении безродного изгоя, был лишён прав и привилегий. Поэтический дар ощутил в 18 лет.

Учитель читает "Весенний дождь”.

– Попробуйте показать начало дождя в динамике.

– "Что-то” – это что, по-вашему?

– Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.

– Какое настроение создаёт стихотворение?

Ребята составляют синонимический ряд

– Какие чувства пробуждает стихотворение?

Ребята читают стихотворение, изображают увиденное в произведении, сравнивают со стихотворением Ф.Тютчева.

V. Подведение итогов

– Вернёмся к нашему кодексу. Если у вас есть дополнения – озвучьте их.

Ребята делают дополнение: знакомиться с художественной литературой, посвящённой природе.

– Какое стихотворение вам хотелось бы прочесть ещё раз?

Желающие – все, читают с удовольствием.

В оставшееся время ребята учат стихи наизусть (выбирают сами). Им предлагается откорректировать свои сочинения с учётом того, что прозвучало на уроке.



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

  • Специализированный сайт для преподавателей русского языка и литературы - "Учитель словесности"

  • Презентации к урокам литературы

  • А знаете ли вы? Интересные факты, связанные с литературой

  • Работа с одаренными детьми

  • Выпускаем школьную газету

  • Вышиваем портреты поэтов и писателей
  • Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
    Просмотров: 1468 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    » Поиск
    » АСТРОНОМИЯ

    УДИВИТЕЛЬНАЯ
      АСТРОНОМИЯ


    ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
      СИСТЕМА


    АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
      ОТВЕТАХ


    УДИВИТЕЛЬНАЯ
      КОСМОЛОГИЯ


    КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

    » ИНФОРМАТИКА

    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
      ИНФОРМАТИКА


    К УРОКАМ
      ИНФОРМАТИКИ


    СПРАВОЧНИК ПО
      ИНФОРМАТИКЕ


    ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

    КРОССВОРДЫ ПО
      ИНФОРМАТИКЕ

    » ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
      УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


    ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
      РАБОТЫ. 9 КЛАСС


    КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
      ФОРМАТЕ ЕГЭ


    ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
       ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

    » ХИМИЯ
    » ОБЖ

    ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

    РЕКОРДЫ СТИХИИ

    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
      УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


    ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
      ОБЖ


    ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

    КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

    » МХК И ИЗО

    СОВРЕМЕННАЯ
      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


    ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

    САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
      ПАМЯТНИКИ


    МУЗЕЕВ МИРА

    ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

    СОКРОВИЩА РОССИИ

    ИЗО-СТУДИЯ

    КРОССВОРДЫ ПО МХК

    » ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
      УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


    УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
      ЗЕМЛИ


    ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

    ВЕЛИЧАЙШИЕ
      АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


    УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
      УЧЕНЫХ


    РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
      И ОПЫТЫ ПО
      ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


    САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
      НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

    » ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      (на русск.яз.)


    УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

    УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

    » ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    » УЧИТЕЛЬСКАЯ
    » МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

    ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

    СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
      МОСКОВИИ


    ПРОГУЛКИ ПО
      ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


    МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

    » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
    » ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

    ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
      ПСИХОЛОГИЯ


    МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
      КАМНИ


    УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

    ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

    » БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

    МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

    МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

    НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

    » Статистика

    Онлайн всего: 11
    Гостей: 11
    Пользователей: 0
    » Вход на сайт

    » Друзья сайта
    Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0