-сформировать представление о причинах начала
реформ в военной области;
-раскрыть суть государственных реформ Петра I;
-дать оценку реформам;
-выяснить, в чем значение реформ в области
государственного управления.
Основные понятия: волонтер, рекрутская
повинность, бердыш.
Оборудование урока: карта "Российская
империя при Петре I (Европейская часть)”.
Ход урока.
Учитель: Да, действительно, времена не
выбирают, в них живут и умирают. Любой человек
оставляет о себе память в сердцах потомков. И от
того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и
останется память. Людей оценивают по поступкам,
тем более, если это касается государственного
деятеля. И одна из задач сегодня на уроке –
изучив реформы Петра I, оценив его деятельность,
охарактеризовать Петра I как исторического
деятеля.
У каждого из Вас на партах лежат кружки разного
цвета.
1 группа (кружки красного цвета). Вы должны
изучить предложенный документ, в котором дан анализ реформам Петра I и
согласиться или нет с автором документа. Свой
ответ необходимо аргументировать.
2 группа (кружки зеленого цвета). Вам по ходу
урока необходимо выяснить, в чем значение реформ
Петра I.
3 группа (кружки синего цвета). Вам задание –
составить по ходу урока вопросы по теме:
"Реформы Петра I”.
Урок посвящен крупному политическому и
военному деятелю России – Петру Великому.
-Какое событие, на Ваш взгляд, сыграло огромную
роль в формировании личности Петра?
Учащиеся дают различные ответы. Учитель
отмечает, что огромную роль в формировании
личности Петра как реформатора сыграла
длительная поездка по европейским столицам, где
он знакомился с образом жизни, достижениями
европейских народов.
-Можно ли назвать точную дату преобразований?
Учащиеся дают различные ответы. Одни считают,
что это конец 80-х годов, когда были созданы первые
регулярные полки русской армии (Преображенский и
Семёновский). Другие считают, что это 1695 год,
когда в Воронеже началось строительство
русского флота. Некоторые ученики называют
началом преобразований досадное поражение под
Нарвой.
Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки,
ибо точную дату начала преобразований, конечно,
установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра
документа, который бы назывался "Проект
реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и
отдельные импровизации в законодательной
деятельности. Порой пером Петра водили чувства
гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С.
Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из
указов царя написаны кнутом. Одни реформы
проводились не сразу, а годами, другие –
урывками, в перерывах между военными действиями.
Война заняла огромное место в жизни Петра. Не
успела закончиться в 1700 году турецкая компания,
как началась Северная война. В этом промежутке
была недолгая, но кровопролитная война с Турцией
в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала
большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И
Петр необычайно много времени уделял ее созданию
и укреплению.
-Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение
русской армии сделало реформу безотлагательной?
Учитель: Совершенно верно – поражение под
Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия
должна строиться на иных, чем раньше принципах
комплектования и обеспечения. О том, какой была
армия, расскажут историографы (ученики класса,
получившие опережающее задание).
Историограф: Иван Посошков писал: "У
пехоты ружье было плохое и владеть им не умели,
только боролись ручным боем – копьями и
бердышами и то тупыми. (Бердыш – вид холодного
оружия, широкий длинный топор с изогнутым
лезвием в виде полумесяца). А если конницу
посмотреть, то не то что иностранцам, но и самим
смотреть на них зазорно: у них клячи худые, сабли
тупые и ружьем владеть никак не умели”.
Учитель: Россия нуждалась в регулярной
армии, подобной тем, которые были у других
европейских государств. Первый шаг был сделан
еще в 1699 году, когда в армию стали набирать
волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же
создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо,
добровольно поступившее на военную службу). В 1705
году Петр I делает следующий шаг в военной
реформе: он издает указы о прекращении вольности
(добровольцев) и переходе к рекрутскому набору.
(Рекрутская повинность – способ комплектования
русской регулярной армии из податного сословия,
которое выставляло из своих общин определенное
число рекрутов).
В 1712 году был издан указ, ставший символом
жестокости и вызвавший ужас у людей.
Историограф: "А для знаку рекрутам значить
на левой руке, накалывать иглою крест и натирать
порохом. И сказать всех губерний в уездах
явственно, в городах и по церквам, и на торах, кто
увидит такого человека, который имеет крест на
левой руке назначенный, чтобы их ловили и
приводили в город. А кто такого человека увидит и
не приведет, то сам записан будет в рекруты. А для
образца послать в губернии начертанные руки с
назначенными крестами”.
Учитель: Действительно, образец наколки
названной в народе "Печатью Антихриста”, был
приложен к указу и производил тягостное
впечатление. В 1716 году был издан Устав воинский.
Создание новой армии, строительство флота – все
это привело к резкому увеличению работы
государственных учреждений. Необходимо было
провести реформу органов государственного
управления.
- По ходу рассказа ученика (опережающее задание)
учащимся класса необходимо составить схему
государственного управления при Петре I
(составление схемы, проверка).
Учитель: К сожалению, первой отказала
система местного управления. Тогдашние уезды
охватывали огромные пространства, равные
нескольким современным областям. Петр I
принимает решение об образовании губерний.
-Найдите на карте, какие губернии были
образованы.
(Работа класса с картой).
Учитель: В сущности, Петром была проведена
децентрализация управления. Новые руководители
губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя,
сосредоточили в своих руках огромную власть над
некоторыми старыми уездами. К Началу 1711 года Петр
пришел к выводу о необходимости создания Сената.
- Изучив документ
"Инструкции Петра Сенату”, очертите круг
обязанностей Сената и сделайте вывод о широте
данного органа.
Ответы учащихся сводятся к следующим
положениям:
-Сенат имел власть судебную,
административно-управленческую, а иногда и
законодательную.
-Сенат ставился на значительную высоту в
системе государственных органов.
-Но и за самим Сенатом Петр I организовал
контроль. С 1715 года его осуществлял
генерал-ревизор, а с 1722 года – генерал-прокурор.
Он контролировал всю работу Сената, его
канцелярии, аппарата – не только принятие
решений, но и их исполнение. Незаконные с его
точки зрения, постановления Сената он мог
приостановить, опротестовать. Он сам и его
помощник подчинялись только царю, подлежали его
суду.
Учитель: Создание коллегий было одной из
серьезнейших проблем реформы. Задумывалась не
просто очередная реорганизация аппарата, а новое
строительство по иным, нежели ранее принципам –
принципам камерализма.
12 декабря 1717 года был издан указ, названный
"Реестр коллегиям. О должности, что в которой
управляти надлежит”.
(работа с документом).
- Какие коллегии были созданы, и каковы их
функции?
Учитель: К коллегиям примыкало несколько
учреждений, тоже по существу, являвшихся
таковыми. Например, синод – центральный орган
управления церковными делами и имениями,
учрежденный в 1721 году. Довольно своеобразно
складывались отношения Петра с церковью. В его
церковной политике самым главным было
стремление подчинить церковь власти
государства. Синод (Духовная коллегия) не имел
президента и главой Русской православной церкви
считался император. Этот титул Петр получил в 1721
году.
Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с
реформами Петра. На следующем уроке мы продолжим
начатую работу.
А теперь, давайте вернемся к тем заданиям,
которые Вы получили в начале урока.
Закрепляем пройденный материал по вопросам,
которые составили ребята из 3 группы.
(Учащиеся задают составленные вопросы).
Учитель:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Эти слова сказаны о Петре I. А так ли это?
(Используя мнение историка Соловьева С.М., - свои
выводы о реформах Петра I; представители 1 группы
анализируют реформы Петра).
-Подведут итог урока представители 2 группы,
которые дадут историческое значение реформам
Петра. ПРИЛОЖЕНИЯ к уроку скачивайте вверху страницы
|