1. Введение.
С самых отдалённых эпох русская литература,
историческая мысль, искусство были пронизаны
чувствами патриотизма, любви к отечеству,
ответственности за его судьбу народ испытал
немало тяжелого, лихого на крутых перевалах
истории, одержали немало побед в борьбе за честь
и независимость своей земли.
С древних времен воин - защитник России, будь
он с луком, мечом или ружьем в руках, пользовался
высоким уважением и любовью сограждан, всего
народа. Главный герой и труженик во время войн -
народ. Именно его работа на полях и в мастерских,
на фабриках и заводах, его усилия на поле брани
лежали во основе всех успехов русского оружия,
преодоление всех трудностей и лишений,
выпадающих на долю России, но народ всегда
находил в себе силы не пасть духом, дать отпор
врагу-захватчику, вновь расправить крылья.
Не зря мы ворошим былое,
Хватает в нем не нужной лжи
О тех, кто время фронтовое не пережил, не пережил.
Давай сделаем, что можем,
Для них и только ради них, чужую советь
растревожим,
Чтоб годы превратились в дни.
Современное общественное развитие России
остро поставило задачу духовного возрождения
нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел
в сфере патриотического воспитания молодежи.
Программа патриотического и гражданского
воспитания молодежи все чаще определяется как
одна из приоритетных в современной молодежной
политике. Это означает, что нам, современным
историкам, исключительно важно, каким будет
человек будущего, в какой мере он освоит две
важные социальные роли - роль гражданина и роль
патриота. К сожалению, не для кого не является
секретом, что в сознании многих молодых людей
преобладает негативное отношение к военной
службе. Большинство ребят не умеют
контролировать свое поведение в экстремальной
ситуации, будь то неуставные отношения в школе
или армии и др. Практика показывает, что ежегодно
тысяча людей становятся жертвами чрезвычайных
ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений,
террористических актов и т.д. Большинству людей
оказавшихся в такой ситуации, знакомо чувство
страха, эмоционального шока, кто -то был
свидетелем паники, приводившей к увеличению
числа жертв. Только тот, кто не теряет
присутствие духа в подробной ситуации, имеет
более высокие шансы на выживание. Он может помочь
ближнему, спасти жизнь. Значить необходимо
воспитывать такую сильную личность. Кто же
участвует в этом процессе?
2. Цель проекта:
На примерах социального, духовного и
нравственного опыта соотечественников
стараться привить учащимся патриотическое
отношение к Родине, привлечь внимание настолько,
чтобы дети не оставались равнодушными к
перепадам политических настроений российского
общества.
3. Метод исследования - свободного,
равноправного, честного диалога
(обучающе-воспитательный)
Условия применения метода:
Стремление к свободе, уважение достоинства
каждого и всего в мире, сердечная
заинтересованность в педагогическом процессе и
его целях.
Прием:
Очеловечивание абстракций - если наполнить
научную категорию живым (грустным и смешным),
человеческим содержанием, она не только легче и
основательнее перейдет в сознание ребёнка, но и
окажется незаменимым средством воспитания.
4. Задачи:
- воспитание у школьников гражданственности,
патриотизма, уважение к историческому пути
своего и других народов, что особенно важно в
условиях много национальной и
поликонфессиональной России;
- развитие у учащихся исторического мышления,
под которым понимается овладение
конкретно-историческим подходом к событиям, и
явлениям прошлого, аргументировано выражать
собственное отношение к дискуссионным проблемам
истории;
- овладения учащимися умениями и навыками
поиска и систематизации исторической
информации, работы с различными типами
исторических источников.
5. Поиск новых педагогических технологий -
связан с отсутствием у части учащихся
положительной мотивации к изучению истории при
осознании в обществе в целом значимости
изучения. Мотивация недостаточна, так как при
изучении истории учащиеся сталкиваются со
значительными трудностями и не усваивают
материал в силу своих психологических
особенностей (памяти, восприятия, мышления).
Поэтому необходимо решить проблему мотивации,
создать положительный настрой к изучению
истории, когда дети учатся с увлечением и
раскрываются потенциальные возможности каждого
ребёнка. При работе над проектом я выяснила,
какие задачи (проблемы) школьной жизни волнуют
учеников. Поэтому - общей задачей стало создание
проекта, в котором всем ребятам хотелось изучать
историю.
В работе над проектом приняли участие группы
ребят 10-11 классов. Учащиеся были разделены на
группы, которые работали над решением общей
задачи. При этом учитывались интересы всех ребят.
Члены групп вносили свои предложения и пожелания
тем, кто работал над отдельными частями проекта.
Части проекта обсуждались в группах. В итоге были
выделены такие направления работы:
1) исследовательская работа по источникам
связанным с периодами Великой Отечественной
войны
2) подготовка конференции "Судьба моей семьи в
годы Великой Отечественной войны"
3) ролевая игра в стиле "Хочу спросить"
4) изучение истории и охрана памятников, участие
в историко-экологической акции "Чтим и помним". Выводы:
- Эффективность работы по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения, прежде
всего, зависит от степени участия в ней семьи и
школы;
- Роль семьи в патриотическом воспитании детей
снизилось, школа проводит эту работу часто
формально, не учитывая современные особенности
общества;
- Далеко не все поддерживают и считают выполнимой
"Государственную программу патриотического
воспитания граждан Российской Федерации на
2003-2010годы";
- Гражданское и патриотическое воспитание не
сможет достичь в стране успеха без активной
поддержки властных структур, СМИ и реальной
финансовой помощи.
- Этот проект разработан на основе
Государственной программы патриотического
воспитания граждан Российской Федерации 2003-2010
гг.
|