Цель: закрепить сформированность
понятия «мягкий знак не имеет звука».
Задачи:
- развивать умение проводить звуко-буквенный
анализ слов;
- повторить функции мягкого знака;
- научить находить в словах разделительный
мягкий знак;
- развивать речь учащихся;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать культуру общения, умение работать
индивидуально, взаимоконтроль;
- вызвать интерес к изучению русского языка.
Компьютерное сопровождение урока используется
для заданий разного уровня, теста, выводов,
проверки выполненных заданий.
ХОД УРОКА
(Слайд 1)
I. Организационный момент
Приветствие гостей. Создание мотивации на
учебную деятельность.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
Начнём работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья
– Сегодня на уроке русского языка мы с вами
будем открывателями, откроем новые знания о
букве, а чтобы сделать открытие, нужно провести
исследование, а чтобы исследовать, нужно
вспомнить всё, что мы знаем об этой букве? Вы
хотите спросить, какую букву я имею в виду? А вы
сейчас сами скажете. (Слайд 2)
Прочитайте стихотворение, подумайте, о каком
знаке говорится в нём? О знаке препинания или о
букве?
Этот знак, этот знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банка в баньку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать.
(Дети читают, сравнивают слова, выделяют
главную особенность, делают умозаключение и
предлагают тему урока)
(Слайд 2)
II. Тема урока: Снова о мягком знаке.
– Молодцы! Вы верно определили тему урока.
Начинаем работу в рабочих тетрадях, а сначала
повторим инструктаж (Слайд 3)
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.
Слово учителя.
– Желаю успеха! Записываем число и тему урока. (Слайд 4)
III. Минутка чистописания (Слайд
5)
Прочитали стихотворение, исследовали все
слова, выделили те, которые соответствуют теме
урока, прописали строчку этой буквы в соединении
с впередистоящей буквой.
(Дети читают стихотворение, выделяют слова с Ь,
выписывают его в соединении с буквой)
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
Самопроверка (Слайд 6)
СЬ РЬ ЛЬ НЬ
Подчеркни самое красивое написание
соединений букв, похожие на образцы.
IV. Словарная работа (Слайды
7, 8, 9,10)
– Угадайте какое слово спрятано?
– В слове «деревня» какая буква пропущена?
– В слове «коньки » какая буква пропущена?
– В слове «ветер» какая буква пропущена?
– В каком слове количество звуков и букв не
совпадают? Почему?
V. Повторение знаний о мягком знаке
Возникновение проблемной ситуации/
– Начнём заниматься исследованием и попробуем
сделать открытие (вывод). Прочитать
стихотворение, выписать слова с мягким знаком и
ответить на вопрос:
Какую функцию выполняет ь? (Слайд 11)
(Дети читают стихотворение, выписывают слова
с ь, отвечают на вопрос, делая открытие
(вывод)
День – деньки, пень – пеньки,
Огоньки и окуньки, тень и зелень,
Мел и мель, сосулька, и капель.
Здесь не зря во всех словах написали мягкий знак.
Кто из вас, ребята, знает,
Что он здесь обозначает?
Вывод (Слайд 12) Ь–
показатель мягкости согласного в конце и
середине слова.
Возникновение проблемной ситуации.
– Продолжаем исследование, продолжаем делать
открытие о функции ь. Прочитать стихотворение,
выписать слова с ь, ответить на вопрос: Какую
функцию выполняет ь? (Слайд 12)
(Дети читают стихотворение, выписывают слова
с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод)
(Слайд 13)
Слова собрал я здесь не зря:
деревья, листья и скамья –
колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?
Вывод (Слайд 14) Ь
– разделительный.
VI. Работа над новой темой. Работа с текстом (Слайд 15).
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове
«полю»?
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове
«полью»?
– Что изменилось?
(Анологично с другими словами.)
Внимательно исследуйте эти слова и скажите
мне:
– В каких словах слышится звук «й»?
– Перед какими буквами стоит мягкий знак?
Вывод: разделительный мягкий знак
служит для разделения звуков.
– Прочитайте правило. Когда пишется
разделительный мягкий знак? (После согласных
букв перед гласными е, ё, и,
я, ю.)
– Подберите слова с разделительным мягким
знаком. Запишите (Слайд 16).
– А какую работу выполняет мягкий знак в словах соль,
коньки? (В этих словах мягкий знак –
показатель мягкости.)
VII. Физкультминутка (Слайды
17, 18, 19, 20).
VIII. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником
1. Выполнение упр. (Слайды 21, 22).
– Прочитайте. Найдите выделенные слова.
Сравните.
– Чем похожи эти слова? (В написании одинаковые
буквы.)
– Чем отличаются эти слова? (Имеют разное
значение разное произношение.)
– Объясните значение выделенных слов? (Полю –
очищаю от сорных растений. Полью –создам
влажность в почве. Олени – парнокопытное
животное с рогами. Оленьи – принадлежит оленю.)
– Выполните задание.
– В каких словах пишется мягкий знак?
2. Работа с раздаточными карточками (Слайд
23)
Уровень А
– Укажите стрелками к какому столбику
относятся слова:
мягкий знак |
деньки
ученье
огоньки
льёт
пальцы
вьюга
письмо
соловьи |
разделительный мягкий знак |
Уровень Б
– Вставьте, где надо разделительный мягкий
знак:
Кол…я принёс домой кол…я для забора.
Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.
Проверка (Слайд 24).
3. Разгадывание кроссворда (Слайд 25)
По горизонтали:
1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья)
2) Приглядитесь: в лесу у пня
Суета и беготня
Не умеют здесь лениться,
Строит город вся семья. (Муравьи)
3) Корчит рожицы и дразнит
Думает, что без изъяна
Быстро скачет по деревьям
Маленькая … (обезьяна).
По вертикали:
1) Как только листья опадут
На дереве вы заметны тут. (Сучья)
IX. Итог урока (Слайд 26)
– Когда пишется разделительный мягкий знак?
X. Рефлексия (Слайд 26)
XI. Домашнее задание: упр. |