У педагогов дополнительного образования
есть большие преимущества перед школьными
учителями, потому что к ним на занятия
приходят дети по желанию, добровольно: дети
хотят научиться тому, чем владеет их
наставник. Но у некоторых педагогов-практиков
есть серьезная недооценка значения
теоретических знаний, хотя полноценная
теория и есть по своей сути выведенное из
практики обобщение, только изложено на
языке научных понятий, в том числе и
дидактических. Любой педагог-практик
стремящийся к высокому профессионализму
решает вопросы дидактического плана. И
зачастую при анализе своей педагогической
деятельности у него возникают трудности,
связанные с недостаточной компетентностью
в данной области.
Наиболее оптимальный путь преодоления
таких затруднений: последовательное
восхождение педагога дополнительного
образования от дидактической грамотности,
через дидактическую компетентность к
дидактическому мастерству.
Что же такое дидактика и дидактика
дополнительного образования, в частности?
Дидактика является составной частью
педагогической науки, отвечающая на
вопросы: чему учить, как учить, зачем учить?
Частью общей дидактики является дидактика
дополнительного образования, в поле зрения
которой находится процесс обучения детей в
учреждениях дополнительного образования.
Дидактически грамотно организованный
процесс обучения в учреждении
дополнительного образования представляет
собой целостную динамическую систему,
включающую в себя следующие связанные
между собой структурные компоненты: цели и
задачи обучения, дидактические принципы,
содержание, реализуемое в конкретной
образовательной программе (сейчас в
системе дополнительного образования
реализуются типовые, модифицированные,
экспериментальные и авторские программы),
условия, формы, методы обучения и
полученные в результате обучения
результаты.
При высоком уровне профессионализма
педагога на первый план выступает индивидуальное
своеобразие реализуемой им дидактической
системы. И индивидуальное своеобразие
деятельности педагога будет определяться
характером взаимоотношений между
перечисленными выше структурными
компонентами.
В учреждениях дополнительного
образования основной формой организации
образовательного процесса является
учебное занятие. Типология учебных
занятий различна и зависит в первую очередь
от цели и задач обучения. Используются
следующие типы занятий:
- Урок- погружение
- Урок - деловая игра
- Урок - соревнование
- Урок пресс-конференция
- Урок - КВН
- Урок театрализация
- Урок- консультация
- Компьютерный урок
- Урок с групповыми формами работы
- Урок взаимообучения
- Урок творчества
- Урок - аукцион
- Урок-зачет
- Урок-сомнение
- Урок - творческий отчет
- Урок-концерт
- Урок бинарный
- Урок сообщения
- Урок фантазия
- Урок - игра
- Урок поиска истины
- Урок- конференция
- Урок-семинар
- Урок- экскурсия.
Основные дидактические требования к
учебному занятию:
- Четкое определение задачи для каждого
учебного занятия, конкретизация их с
учетом конкретной ситуации, условий
целеполагания.
- Рациональное информационное наполнение
(четко знать, чему я хочу научить на
занятии, рационально ли содержание).
Оптимизация содержания с учетом
социальных и личностных потребностей.
- Внедрение новейших технологий
познавательной деятельности.
- Рациональное сочетание различных форм
обучения (индивидуальных, групповых, по
подгруппам)
- Творческий подход к выбору типа
учебного занятия, структуре учебного
занятия
- Обеспечение оперативной обратной связи,
действенного контроля.
Воспитательные требования к учебному
занятию:
- Определять воспитательные возможности
учебного материала.
- Умение поставить реально достижимую
воспитательную задачу.
- Формирование жизненно необходимых
качеств
- Заинтересованность педагога в успехах
обучаемого.
Развивающие требования к учебному
занятию:
- Формирование положительных мотивов
учебно-творческой деятельности
- Изучение и учет уровня развития ребенка.
- Проведение учебных занятий на
опережающем уровне, стимулирующем
развитие качества.
- Прогнозирование скачков в
интеллектуальном, социальном развитии
ребенка с учетом уровней обучения (дальняя,
средняя, ближняя перспектива развития
ребенка).
|