Цели и установки для учителя:
- быть координатором в работе,
- помочь ученикам осознанно выполнять предложенные задания,
- подстраховать консультантов во время затруднений,
- способствовать развитию коммуникативных навыков коллективного
общения во время командной работы.
Цели для учащихся:
- Обучающие: Повторить и обобщить на более глубоком уровне
знания о словосочетании.
- Развивающие: Углубить навыки рефлексии, способность
слаженно работать в группе.
- Воспитывающие: Продолжить вырабатывать чуткое и бережное
отношение к языку, учиться предупреждать речевые и грамматические
ошибки.
Оформление и оборудование:
1.Запись ключевых слов на доске:
- словосочетание
- главное слово
- зависимое слово
- синтаксическая связь
- подчинительная связь
- согласование
- управление
сильное и слабое управление
вариантность в управлении - колебания в управлении
- примыкание
- именные словосочетания
- глагольные словосочетания
- наречные словосочетания
- грамматические значения (синтаксические отношения)
определительные (атрибутивные)
обстоятельственные
дополнительные (объектные)
2. Таблица «Синтаксические связи и отношения»
Связи
Отношения |
Согласование |
Управление |
Примыкание |
Определительные
(атрибутивные) |
Заходящее солнце
Сильный шторм |
Звуки в лесу
Игрушки ребенка |
Стрельба вслепую
Страсть путешествовать |
Дополнительные
(объектные) |
|
Запустить спутник
Собирать фрукты |
Склонный преувеличивать
Попросить зайти |
Обстоятельственные |
|
Покраснеть от смущения
Выехать из леса |
Работать по-новому
Слушать молча |
3. План синтаксического разбора словосочетания:
I. Выделить словосочетание из предложения
II. Рассказать о строении словосочетания:
а) найти главное и зависимое слова;
б) указать, какими частями речи они выражены;
в) какими средствами связи соединены;
III. Определить способ синтаксической связи:
а) согласование,
б) управление (сильное или слабое),
в) примыкание.
IV. Определить вид словосочетания по главному слову.
V. Указать грамматическое значение (синтаксические отношения):
а) определительное (атрибутивное);
б) дополнительное (объектное);
в) обстоятельственное.
4. Вопросы для обсуждения, с опорой на которые строится
теоретическая часть урока:
- Чем словосочетание отличается от слова и в чем схоже с ним?
- Можно ли для создания словосочетания соединять любые члены
предложения?
- Всякое ли объединение знаменательных слов образует непременно
словосочетание?
- Что мы не можем называть словосочетаниями?
- Всегда ли легко согласовать главное и зависимое слова?
- Что вы знаете о согласовании по смыслу – анаколуфе?
- Что вы знаете о сильном и слабом управлении?
- Какие колебания в управлении могут быть? Какие варианты форм
управления знаете?
- Одинаковое ли грамматическое значение имеют синонимичные
словосочетания?
5. Словари паронимов.
6. Справочники «Управление»
7. Справочники «Правописание и литературная правка».
План урока:
- Совместная выработка задач урока: анализ предложенных вопросов
(см. выше п.4).
- Трое подготовленных учащихся объясняют новый материал классу
(одноклассники конспектируют новую для них информацию и оценивают
объяснение своих «учителей» ).
- Анализ таблицы «Синтаксические связи и отношения».
- Работа в группах: «учители» теперь предстают в качестве
консультантов.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Во время объяснения нового материала ученики должны оформить в
рабочих тетрадях примерно следующие записи:
Словосочетание – это соединение двух и более знаменательных слов
(самостоятельных частей речи), связанных по смыслу и грамматически и
представляющие собой сложные наименования предметов, явлений, действий,
качеств.
Синтаксическая связь – это возможность по одним грамматическим формам
в предложении угадать, предсказать другие, зависимые от них или
господствующие над ними. А само предложение – это цепочка зависимостей
между словами.
Согласование – это такая связь, при которой формы зависимого слова
уподобляются формам главного.
Управление – это такая связь, при которой форма зависимого слова
обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова.
Сильное управление (зависимое
слово нельзя опустить, не разрушив предложение) |
Слабое управление (наличие
зависимого слова факультативно, его можно опустить, не разрушив
предложения) |
ЛЮБЛЮ
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ВО ВСЕМ
(нельзя: ЛЮБЛЮ ВО ВСЕМ) |
Я ЛЕЖУ БЕЗ СНА
(можно6 Я ЛЕЖУ) |
КУПИТЬ
|
ХЛЕБ
ХЛЕБА |
РАБОТАТЬ
|
ДО СТАРОСТИ
ПО НЕОБХОДИМОСТИ
С НЕДЕЛЮ
ЗА РЕКОЙ |
ГОДИТСЯ
|
ЕМУ
ДЛЯ НЕГО |
|
«При обязательной связи главное слово требует постановки
зависимого в определенной форме, а при факультативной главное слово допускает
постановку зависимого слова в определенной форме.» (Чеснокова Л.Д.)
Примыкание – это такая связь, при которой зависимое слово является
неизменяемым, не имеет окончания и связывается с главным по смыслу и
местоположением.
РОЛЬ ЗАВИСИМЫХ СЛОВОФОРМ |
согласование |
управление |
примыкание |
Имена прилагательные и слова, подобные им по
характеру словоизменения, уподобляются в своих формах главному слову |
Имена существительные и другие слова с
субстантивным значением вводятся в словосочетание путем постановки их
в определенный падеж |
Наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительные
формы прилагательных при введение в словосочетание объединяются с
главным словом своим местоположение и по смыслу |
СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО СМЫСЛУ:
- Оберточная бумага – особый сорт бумаги;
- Бумага для обертки – любая, которую взяли, чтобы в нее что-то
завернуть.
- Ловкость кошки – ловкость, присущая этому животному;
- Кошачья ловкость – это ловкость, как у кошки.
Затем класс разбивается на 3 группы для практической работы, которая
предусматривает:
- Предупреждение ошибок в управлении,
- Предупреждение ошибок в согласовании,
- Грамотное употребление в речи синонимичных словосочетаний,
- Синтаксический разбор словосочетаний.
Консультанты работают с группами поочередно, каждый из них курирует
свою тему, порядок заданий это предусматривает.
Задания для первой группы:
1) C данными ниже словами составьте словосочетания, подбирая
подходящие по смыслу зависимые слова. Почему предлагаемые слова даны
парами?
Обрадоваться – обрадован, опираться – базироваться, основываться –
обосновывать, отзыв – рецензия, отчитаться – сделать отчет, полный –
наполненный, превосходство – преимущество, препятствовать – тормозить,
различать – отличать, уверенность – вера, удивляться – удивлен, уплатить
– оплатить.
2) Покажите разницу в значении слов каждой пары, введя их в
словосочетания:
Абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант,
контингент – континент, признание – признательность, факт – фактор,
экскаватор – эскалатор, преемник – приемник, таблица – табло,
эффективность – эффектность.
3) Вместо точек вставьте предлог в или на:
а) Уехать …Сибирь, …Крым, Кавказ,…Беларусь,…Украину,…Черноморское
побережье,…Дальний Восток, …Закавказье, …Карпаты,…Крайний Север.
б) Пойти … школу, … почту, …телеграф, …кино, …концерт, …Театр, …цирк,
…представление, … спектакль, … оперу, … вокзал, …мэрию, …станцию.
4. Определите предлоги, вместо которых появился предлог О или
устраните его:
а) Я хочу подробнее остановиться о положении в Югославии.
б) О предстоящей отставке кабинета правительства не сомневаются даже
неисправимые оптимисты.
в) На пресс-конференции в ЦДЖ перед общественностью о проделанной
работе отчитался министр юстиции.
г) Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет
решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь.
д) Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете.
е) О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.
ж) Я знаю, что он будет скучать обо мне.
з) Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.
и) Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить.
к) Я имею в виду о проявлении творческой инициативы работников.
5. Составьте возможные словосочетания из приводимых ниже
однокоренных прилагательных и заключенных в скобки существительных.
Укажите, в каких случаях полученные словосочетания синонимичны, а в
каких расходятся по значению:
а) Героический – геройский (борьба, время, образ, поступок, поход,
самопожертвование, усилия, эпоха);
б) Дипломатический – дипломный (агент, должность, курьер, миссия,
неприкосновенность, нота, ответ, отказ, отношение, поступок,
представительство, шаг, этикет);
в) Комический – комичный (актер, амплуа, вид, гримаса, история,
манера, поза, походка, произведение, роль, ситуация, сюжет, талант);
г) Лирический – лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня,
поэзия, поэт, произведение, стихотворение, тенор, чувство);
д) Практический – практичный (деятельность, занятия, знания,
значение, материал, натура, опыт, помощь, пригодность, работы,
руководство, сведения, совет, ткань, цвет, цель).
6. С помощью словосочетаний покажите, какого рода данные ниже имена
существительные:
картофель, рояль, толь, туннель, тюль, шампунь, мозоль, олифа, туфли,
тушь, фамилия, такси.
7. Замените, где это возможно, данные словосочетания на синонимичные:
безоблачное небо, военная служба, городские жители, дворовая собака,
дружеская поддержка, карманные часы, кухонная посуда, математические
расчеты, шерстяной костюм, овечье стадо, папиросная бумага, приморские
страны, сливочное масло, странные нравы, читальный зал, школьная
библиотека.
8. Выполните синтаксический разбор словосочетаний из предложения:
Под вечер на страничку раскрытой книги робко ложились тени от трав.
Задания для второй группы
1. С какими существительными, заключенными в скобки, сочетаются
данные прилагательные? Согласуйте прилагательные с существительными.
а) Дождевой – дождливый (вода, день, капля, облако, осень, погода,
сезон);
б) Духовный – душевный (беседа, близость, болезнь, запросы, интересы,
отношение, потрясение, сила, человек);
в) Мелкий – мелочный (деньги, дождь, дрожь, интересы, калоши,
камешки, обиды, песок, побуждения, почерк, предприятие, река, тарелка,
человек, черты лица);
г) Обыкновенный – обычный (деревянный дом, занятия, карандаш, писчая
бумага, течение жизни, шум на улице);
д) Особенный – особый (внимание, голос, доверие, значение, интерес,
комиссия, красота, мнение, параграф закона, популярность, права, смех).
2. Замените данные ниже словосочетания на синонимичные:
вершина горы, время обеда, горы Кавказа, капля дождя, музеи
Петербурга, отношения родства, растительность степей, счастье семьи,
ущелья гор;
банка из-под консервов, воротник из меха, задача по арифметике,
коробка из дерева, плавание под водой, платье из бархата, пространство
без воздуха, полотняные простыни, упражнения по орфографии,
пшеничный хлеб, крымские яблоки.
3. Образуйте возможные словосочетания со связью управление из
существительных-синонимов и слов, заключенных в скобки:
вереница, ряд, цепь, шеренга (автомашины, дикие гуси, ошибки,
рассуждения, сани, события, солдаты, холмы);
доля, доза, порция, часть, (деньги, долг, дом, истина, котлеты,
лекарство, мороженое, наследство, сутки, ученики);
имя, кличка, название, наименование, прозвище (кинофильм,
литературное произведение, собака, товары широкого потребления, улица,
ученик, человек).
4. Вместо точек вставьте предлог В или НА:
Работать … учреждении, …предприятии, …мастерской, …акционерном
обществе, …мясокомбинате, …заводе, …фабрике, …шахте, …фирме,
…избирательном участке, …мельнице, …поле, …огороде, …кухне, …бульваре,
…сквере, …приисках, …телевидении, …колхозе, …ферме;
Ехать (плыть) …трамвае, …карете, …автобусе, …поезде, …метро, …такси,
...пароходе, …лодке, …санях, …грузовой машине, …коляске.
5, Составьте словосочетания со связью управление, используя в
качестве главных приведенные ниже слова:
Ручаться – гарантировать, начать – приступить, одевать – надевать,
беспокоиться - тревожиться, примириться – смириться, преимущество –
превосходство, препятствовать – тормозить, сходный – идентичный,
опираться – базироваться, ценить – дорожить.
6. Составьте сложные словосочетания по схеме «глагол +
существительное + существительное», введя данные слова вторыми в эту
цепочку:
- внимание
- воля
- впечатление
- симпатия
- товарообмен
- признание
- претензия
- прелюдия
- одержимость
- недоработка
- награда
- заповедь
7. Найдите ошибки, исправьте их.
а) Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами.
б) Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная.
в) Я лично должен и буду голосовать в связи с теми обязательствами,
которые взял во фракции.
г) Мы с ним обсуждали о том, что…
д) Многие утверждают о том, что он лучше танцует степ.
е) Западноевропейское общественное мнение плохо представляет о том,
почему мы против расширения НАТО.
ж) Из его интервью многие поняли о том, что Калмыкия…
з) В тот период времени, о котором вы указываете…
и) Сам его приезд означает о том, что…
к) Я думаю, что не только я, но и вы не верите о том, что это может
быть.
л) Да, я ожидал о том, что такое решение будет принято.
8. Выполните синтаксический разбор словосочетаний из предложения:
Очень часто говорят и пишут о Паустовском как о мастере пейзажа.
Задания для третьей группы
1. Раскройте скобки, выберите подходящее словосочетание (учтите
возможность обоих вариантов):
а) Молодая женщина часто жаловалась то на боль в сердце, то на (боль в
голове – головную боль).
б) Многочисленные (заботы по хозяйству – хозяйственные заботы)
отнимают у матери много времени.
в) В этих местах нередки (морозы в 35 градусов –
тридцатипятиградусные морозы).
г) В сказках и поговорках часто говорится о (жадности волка – волчьей
жадности) и о (хитрости лисы – лисьей хитрости).
д) Во время каникул мы совершили интересное (путешествие по морю –
морское путешествие).
е) На огромном пространстве раскинулись (степи без воды – безводные
степи).
ж) (Рабочие завода – заводские рабочие) кончили смену.
з) (Решетка сада – садовая решетка) ограждает и защищает зеленые
насаждения.
2. Образуйте словосочетания с однокоренными главными словами,
принадлежащими к разным частям речи (глагол, прилагательное,
существительное). Укажите, чем объясняются одинаковые синтаксические
связи в образованных словосочетаниях:
- готовиться к отъезду -
- отличаться от других -
- привыкать с детства –
- пригодиться для постройки –
- робеть перед старшими –
- знакомиться между собой –
3. Вместо точек вставьте предлог ИЗ или С:
Вернуться …Алтая, …Крыма, …Кавказа, …Украины, …Поволжья, …Дальнего
Востока, …цеха, …фабрики, …завода, …кино, …концерта, …театра,
…лаборатории, …вокзала, …работы, …мастерской, …предприятия, …станции,
…школы, …мэрии.
4. Раскройте скобки:
- вера (свои силы) – уверенность (победа хоккеистов),
- обидеться (сказанные слова) – обижен (оказанный прием),
- обращать внимание (недостатки) – уделять внимание (каждая
мелочь).
- графин, полный (вода) – сундук, наполненный (одежда),
- препятствовать (движение) – тормозить (развитие).
5. Согласуйте существительные и прилагательные в роде:
Амплуа (широкий), бюро (справочный), коммюнике (официальный), меню
(разнообразный), портмоне (кожаный), резюме (краткий), трико
(шелковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный),
Миссисипи (полноводный), Токио (многомиллионный). Чикаго (огромный).
6. К каждой паре прилагательных подберите подходящие по смыслу
существительные из скобок.
- бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка),
- деревянный – древесный (спирт, уголь, забор, выражение лица,
игрушка),
- искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех,
орошение, освещение, препятствие),
- невежественный – невежливый (ответ, суждение, обращение,
человек),
- нижний – низкий (течение реки, каблук, потолок, берег,
конечности, температура, качество, ветки дерева, поступок, музыкальная
нота),
- скрытный – скрытый (угроза, характер, недовольство,
намерения).
7. Исправьте ошибки:
а) Именно живой нрав привлекал в ней людей.
б) Им равнодушна судьба народа.
в) Между тем в Онегине заинтересовывается Татьяна Ларина.
г) Поэт полагал, что именно природа играет значительную роль для
человека.
д) Раздумья, внутренняя работа, так характерные Печорину, напоминает
нам стихотворение «Дума».
е) Он оставил у нас хорошее впечатление.
ж) Благодаря неудовлетворительной работе задание было выполнено.
з) Принятыми мерами розыска правонарушитель задержан.
и) Это было бы некорректно по отношению к тем из них, кто является
членами других политических партий и групп.
8. Выполните синтаксический разбор словосочетаний из предложения:
Тайна возникновения начального чувства, побуждающая писателя к
творчеству, очень трудно уловима.
После сдачи тетрадей учителю, консультанты дают первичную оценку
каждой группе, а учащиеся оценивают, насколько консультанты были
компетентны.
Домашнее задание: подобрать стихотворный текст,
составить к нему и выполнить семь заданий по теме «Словосочетание»;
упр. 319, анализ стихотворения К.Фофанова «Аллея осенью» (учебник
Дейкиной, Пахновой). |