Структура урока |
Ход урока |
Наглядность (слайд) |
|
|
Вход: песня «Русский вальс» |
Приветствие, объявление темы урока, эпиграфа урока, цели урока
Просмотр видеосюжета. |
|
I. Видеофрагмент фильма «Звоны» |
|
Беседа с уч-ся
– Кто из Вас слышал звон колоколов?
– Какое чувство рождается в душе?
– Что значит колокольный звон для России? |
|
|
Ответы уч-ся: (голос народа, Родины, страны и т.д.) Вывод учителя
: колокольный звон несет добро, покой в душе, мир и согласие. Это голос Родины. |
Показ слайда: великий колокольный звон |
II. Слушание: концерт № 2 С. Рахманинова, вступление. |
|
Учитель:
– Давайте послушаем, а что нам рассказал о Родине композитор?
(Играет аккорды вступления совместно с учащимися по учебнику «Искусство слышать»)
– Что Вы услышали в этой музыке?
– Как она звучит?
– С каким звучанием можно сравнить эти аккорды?
– На что похоже звучание аккордов?
Ответы уч-ся:
(звон, звук, колокол раскачивается и т.д.)
Учитель:
–
Как звучит колокол в музыке?
Ответы уч-ся:
громко, грозно, тревожно
Учитель:
–
Что так волнует, тревожит композитора?
Ответы уч-ся:
Родина, ее судьба
Учитель:
–
О чем нам хочет рассказать композитор?
– Почему начинает свой рассказ с колокола?
Ответы уч-ся:
О судьбе России, ее красоте, величии, печали, трагедии |
|
|
Учитель:
– Так выражает свои чувства к Родине русский композитор Сергей
Васильевич Рахманинов. Это его Родина, его судьба, его воспоминания о
ней. |
Показ слайда: портрет Рахманинова С. В.
|
Читаю из воспоминаний С. Рахманинова
|
«Одно из самых дорогих для меня из воспоминаний
детства связано с четырьмя нотами большого колокола новгородского
Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в
город по праздничным дням. Звонари были артистами! Четыре ноты
складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему. У меня с ними
всегда ассоциировалась мысль о слезах». |
Показ слайда: Софийский собор г. Новгород |
Слушание гл.темы концерта № 2 |
(Слушание главной темы концерта № 2)
Беседа с уч-ся:
–
Какое чувство вызывает у Вас эта музыка?
– Что переживает композитор?
– Что его волнует?
Ответы уч-ся:
(судьба Родины, своего народа)
Вывод учителя:
Музыка С. В. Рахманинова вызывает у
нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России, а мелодия его
«стелется, как тропа в полях». |
|
|
Тропа, путь, дорога… Жизненный путь С. В.
Рахманинова, композитора, пианиста и дирижера, был нелегок. События
начала 20 в. В России заставили его покинуть свою Родину, но через
долгие годы, проведенные вдали от нее, он пронес светлое чувство
любви к родному краю. Он безмерно, трепетно, с волнением в душе любил
свою Родину. |
Показ слайда: портрет Рахманинова С. В. |
|
– А ты любишь Родину?
– А как?
– С чего начинается Родина для каждого из нас? |
Слайд портрета убрать |
Задание
классу:
Нарисуй образ-символ «Моя Родина – это …»
На фоне музыки концерта № 2 |
(Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми)
Учитель: Человек не может долго жить вдали от своей
Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут
возвращаться к дому, к родным (дети показывают всем свои работы,
учитель дает оценку)
– Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши чувства. |
|
|
Русь великая…
Даль бескрайняя
Широки и многолики просторы России, но ближе и родней для нас – моя Дальневосточная Русь, моя малая родина
– Как Вы это понимаете?
Ответы уч-ся:
|
Показ слайда: моя ДВ Русь |
|
Учитель: Малая Родина – это не
только мой край, но это и мой дом, моя школа, это ласковые руки мамы,
это мой город. Много стихов, песен написано о разных городах, но одна
– дороже всего! Мой «Амурский вальс» |
Показ слайда:
Багульник. Амурский вальс |
III. Пение: песня «Амурский вальс» (в движении) |
|
Пение учителя с уч-ся, выполнение танцевальных движений под музыку вальса
Танец детей вальс (на 2-й куплет)
Оценка учителя: (знаки-символы) – поощрения уч-ся.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор и композитор назвали
песню «Амурский вальс»? (а не «Амурская полька», например?),
– Что авторы хотели выразить этим танцем?
Ответы уч-ся: Свою любовь к нашему городу, ведь вальс – это танец двух любящих сердец, двух влюблённых душ искренно и нежно.
Авторы вложили в эту песню всю свою душу. Эта песня стала визитной
карточкой нашего города. А написали её – композитор Серафим Туликов и
поэт Михаил Пляцковский. |
Показ слайда:
Дом Молодежи. Вальс |
|
– Комсомольск! Всей душой мы в тебя влюблены… Это
гордость и слава страны! И раскинулся наш город на берегу великой и
могучей реки Амур… Для всех нас нашей малой родиной является наш
город, но здесь издавна проживали и другие народы – коренные жители
нашей Дальневосточной Руси, нашего края. |
Показ слайда: р. Амур |
|
– Кто они? (ответы детей)
Мировоззрение малых народов Приамурья тесно связано с природой. Они
полагали, что в природе все живет, и все имеет душу. Это отразилось в
их национальной культуре: танцах, песнях, орнаменте. |
Показ бегущего слайда: Народы Приамурья |
Пение с элементами народных танцевальных движений (игровой момент)
народной нанайской песни «Мангбо» |
(Учитель поет на нанайском языке народную песню «Мангбо», учащиеся подпевают 1-ю часть песни стоя, в движении)
Оценка учителя исполнительской деятельности детей.
–
Куда привела нас эта песня? (ответы детей) |
|
|
Учитель: - Слово «Нанай» в переводе на русский язык, значит «Люди Земли»
– А что для этого народа есть Родина? (ответы уч-ся)
– Что мы узнаем об этом народе из песни?
– Каков характер этого народа?
– Как Вы догадались, что Вам подсказало? (интонация, музыкальный язык народа) |
Показ слайда: р. Амур и рыбак (нанаец) |
Пение песни в русском варианте с танцем детей |
– Давайте споем ее на русском языке (пение детей на русском языке с танцем)
– Кому понравилась эта песня?
– Чем она нравится? |
|
|
– Для чего мы ее разучиваем и исполняем?
Ответ уч-ся: Узнать о народе, языке, музыке, культуре
Учитель
: Культура малых народов России
составляет часть всей нашей национальной культуры, обогащает ее, это
наше культурное наследие. Изучая её мы становимся мудрее, духовно
богаче. Любой народ в своём творчестве несёт культуру своей Родины. |
Слайд с рыбаком убрать |
Читает текст В. Шукшина |
Учитель читает со слайда текст и
обращает внимание уч-ся: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю
ее, жив ею. Она придает мне силы жить, когда случается трудно и
горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело,
наверное, в том, что дает Родина каждому из нас – в дорогу…»
Дорога жизни – дорога многих поколений. И Вам молодому поколению 21 века
приумножать славные традиции прошлого и возрождать культуру нации -
города и России! |
Показ слайда:
Текст В. Шукшина о Родине |
|
Держи равнение, мое поколение, на Комсомольск, на Комсомольск!
Эта песня долгие годы была гимном города. Написана она к 40-летию
родного города композитором Оскаром Фельцманом на слова Николая
Олева. Эта песня – наша история! |
Показ слайда: Мое поколение (лица людей) |
Пение: песня-гимн «Песня о Комсомольске» муз. О. Фельцмана, сл. Н. Олева |
– Давайте споем ее! (исполняют стоя).
Оценка учителя исполнительской деятельности детей:
–
Спасибо за песню! мы верим в Вас!
Мы поем о Комсомольске – это значит о любви!
Сегодня много разной музыки прозвучало на уроке. Что она оставила в вашей душе? Какие чувства?
Ответы: Гордость, нежность, радость, любовь к своему городу и краю. |
|
Слушание песни «Мы поем о Комсомольске» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова |
– Выскажите свое признание городу на листочках: Мой город! Я желаю тебе… Вместе с учителем создают проект
«Мой город» Вывод учителя
:
Дальний Восток!
Русская песня и отчий порог…
Дальний Восток!
Моря прибой!
Дальний Восток!
Ты мой, только мой! |
Показ слайда: Мой город на фоне песни «Мы поем о Комсомольске»
|
|
Ваш голос вливается в голос Родины. Это – не делится, это – едино: жизнь человека с Родиной милой.
Я хочу пожалеть, чтобы и Вы всю свою жизнь пронесли в душе светлое
чувство Родины! Дома , пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от
урока с родителями.
– А что для них значит малая Родина? Оценка за урок:
(Поощрение уч-ся музыкальными знаками-символами).
|
Показ слайда: Башня 75 лет городу. |
Выход. Песня «Русский вальс».
Муз. А. Пахмутовой. |
Спасибо всем за урок! |