Вид занятия: Эстетическое восприятие действительности. Восприятие искусства. Изображение на плоскости.
Цель: Изучение оттенков известных детям основных и
составных цветов, светлых и темных оттенков; знакомство с различными
оттенками зеленого цвета и получение их.
Рисунок с натуры весенней веточки с зелеными листочками, работа ведется гуашевыми красками.
Задачи:
- учить выполнять эскиз весенней веточки с натуры, правильно выбирать цвет для своего эскиза;
- развивать наблюдательность, художественный вкус, чувство композиции;
- формирование живописных навыков в изображении предметов с натуры;
- развивать эмоциональную отзывчивость на состояние природы весною.
Оборудование для учителя: набор цветных карточек по цветовым группам, планшет обтянутый белой бумагой, кнопки, белая бумага, гуашь, кисти.
Произведения изобразительного искусства — репродукции картин:
- Исаак Ильич Левитан «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна. Большая вода».
- Сергей Васильевич Герасимов «Лед прошел»;
- Виталий Константинович Цвирко «Час подснежников», «Март».
Оборудование для учащихся: альбомы, карандаши, резинка, белая бумага, гуашь, кисти, баночка для воды.
Подготовительная работа: К уроку следует
подготовиться заранее. За неделю в классной комнате ставят в вазу с
водой срезанные веточки тополя, вербы (ивы или ольхи). Ученики имеют
возможность понаблюдать, как распускаются первые почки, появляются
листочки.
Ход урока
I. Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (2-3 минуты).
Комната выглядит нарядно, на демонстрационном столике, посередине
класса стоит букет из цветущих весенних веточек вербы и тополя.
Приподнятое и радостное настроение детей в начале урока помогает учителю
настроить их на эстетическое восприятие красоты весенней природы.
На классной доске висят репродукции картин белорусского и мирового изобразительного искусства.
II. Изучение нового материала (20 минут).
— Дети, какие весенние изменения природы можно наблюдать на улице? (Появились первые почки на деревьях, изменился цвет неба, оживленно поют птицы и т. д.)
Наш урок я хочу начать со стихотворения И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
— Ребята, вы любите весну? Почему? (Тепло. В природе все пробуждается)
— Скажите, каким становится небо, что происходит с деревьями? (Небо голубое, светлое. На деревьях набухают почки, появляются первые листочки)
— Кто весной возвращается на Родину? (Перелетные птицы)
А) Наглядно-дидактическая игра «Знатоки цвета. Семейство оттенков».
Учитель заранее подготавливает набор цветных карточек, прикрепляя их
кнопками к планшету обтянутому белой бумагой по цветовым группам
(Основные цвета: красные разных оттенков, желтые, синие. Составные
цвета: оранжевые, зеленые, фиолетовые).
Условия игры:
Ученики называют оттенки цвета, пользуясь знаковыми названиями,
прибавляя «светло-» или «темно-», и наоборот: отыскивают и показывают
оттенки по их названию.
— Давайте вспомним и повторим названия цветов, которые вы знаете.
Дети называют красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, черный, серый и белый цвета.
Теперь посмотрите на эту доску: вы видите, что каждое название
обозначает не один цвет, а целое семейство оттенков. Вот семейство
красных оттенков. Они разные, хотя и похожи друг на друга.
Под каким номером семейство синих оттенков.
Покажите в зеленом семействе темно-зеленый оттенок и т. д. (К доске вызывается ученик)
Б) Демонстрация и анализ репродукций картин.
Вы видите, что каждый цвет имеет много разных оттенков. Чтобы передать оттенки цвета на картине, художник смешивает краски.
— Ребята, какая пора года наступает после «Весны — красны»? (Лето)
Давайте посмотрим, как художник Левитан передал оттенки зеленого цвета в картинах «Березовая роща» и «Сумерки».
Дети с помощью учителя находят светло- и темно-зеленые, а также
теплые (желто-зеленые) и холодные (сине-зеленые) оттенки и определяют,
как художник использовал в одной картине разные оттенки зеленого для
передачи яркого солнечного дня или покоя летних сумерек.
В) Упражнение на составление разных оттенков и тонов зеленого цвета.
Теперь посмотрите, как можно составить разные оттенки зеленого цвета,
имея четыре краски: желтую, синюю, белую и черную. Обратите внимание,
что у меня нет зеленой краски!
Учитель показывает приемы смешивания красок на большой палитре,
укрепленной наклонно, чтобы дети хорошо видели каждое движение кисти и
получившийся оттенок.
Показ сопровождается объяснением.
Я беру желтой и синей краски поровну. У меня получился «средний»
зеленый цвет, чисто-зеленый. А теперь я беру больше желтой и немного
синей. Какой оттенок получился? (Желтовато-зеленый)
А если я хочу получить темный, «тяжелый» оттенок зеленого, я добавлю черной краски, и т. д.
В ходе показа и объяснения можно вызвать к доске одного-двух
учеников, чтобы они составили оттенки по заданию учителя и объяснили,
как они это делали, и какой оттенок получился.
Затем учащиеся выполняют практическое задание.
1. Ряд разбелов.
2. Ряд зачернений.
3. Оттенки цвета.
Цветоведение. Работы для демонстрации детям.
III. Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся. (15 минут)
Рисунок с натуры веточки тополя с зелеными листочками, работа ведется
гуашевыми красками, без предварительного рисунка карандашом.
В работах учащихся должны быть отражены особенности света и тени в
окраске зеленых листьев — на свету холодноватый зеленый оттенок
(зелено-синий цвет), в тени тепло зеленый (желто-зеленый цвет).
Инструктаж.
- Весеннюю веточку тополя с почками и с листочками рисуем кончиком
кисти зеленовато-коричневым цветом, чтобы она была тонкой, особенно у
разветвлений.
- Подбирая на палитре цвет для листьев, веточек, сережек тополя более трех цветов не смешиваем.
- Сравнивайте рисунок с натурой, обратите внимание, как прикрепляются
листочки, какой они формы. Листья рисуются удлиненными, с острым концом.
Сережки тополя изображают просто — сначала проводят светло-зеленый
стебелек, затем около него ставят точки — красные, темно-коричневые и
желтые.
- Кисть моем аккуратно, не брызгая на себя и соседа.
- Когда работа окончена: закрываем краски, моем кисти, вытираем тряпочкой рабочее место, выливаем воду в ведро.
IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (2-3 минуты).
— Ребята, какие две краска надо смешать, чтобы получить зеленый цвет? (Синею и желтую)
— Какие цвета называют составными? (Оранжевый, зеленый, фиолетовый)
При подведении итогов урока отмечаются успехи ребят в изображении
веточек тополя. Подчеркивается, как дети смогли передать красоту окраски
весенних веточек, как проявили свою наблюдательность и живописные
навыки работы красками. |