Цель:
- Воспитание вкуса в одежде и бережного отношения
к ней.
- Убедить детей в том, что важное значение в
облике человека имеет и его внешний вид.
ХОД УРОКА
1. Поверка домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
- Представьте себе, что вы встретились с
человеком, которого ранее не знали, а теперь
должны познакомиться. На что вы, прежде всего,
обращаете внимания?
- Конечно же, на внешний вид. На его одежду.
- А ещё на что?
- На его лицо, манеру держаться.
- А если быть поточнее?
- На его внешнюю красоту.
- Какую пословицу можно припомнить по этому
поводу?
- Человека по одежке встречают, а по уму
провожают.
- Значит, о чем же будет наш сегодняшний
разговор?
- Об одежде человека, о его внешней красоте.
3. Решение учебной задачи.
1 задание. (Обсуждение в группах)
- Что означает "внешняя”?
- Внешняя – наружная, находящаяся вне, за
пределами чего-нибудь. А также выражающийся
только в наружном виде, не соответствующий
иногда внутреннему состоянию; заметный только на
первый взгляд.
- Что такое "красота”?
- Красота – это совокупность качеств,
доставляющих наслаждение взору, слуху: все
красивое, прекрасное.
- Что же такое – "вид”, "облик”?
- Вид – внешность, видимый облик. Облик –
внешнее очертание, наружность.
- Что означает слово "одежда”?
- Одежда – совокупность предметов, которыми
облекают, покрывают тело. Одежда сшивается из
тканей, мехов, кожи т.д.
- Как вы думаете, почему человек вынужден
одеться, ходить в одежде?
- Скорее всего потому, что вынужден был защитить
свое тело от влияния природных стихий - от холода,
жары, ветра, пыли и другого.
- А еще почему?
- Для защиты от ударов, порезов и т.п.
- Итак, для чего служит одежда, прежде всего, в
жизни человека?
- Для защиты тела, оберегания его здоровья. К
тому же, красивая одежда и украшает человека.
Летом одежда легкая, а зимой – теплая.
- Но ведь есть и народы совсем не надевающие
одежды. Чем это можно объяснить?
- Например, в Африке, природные условия не
вынуждают защищать себя посредством одежды от
катаклизмов погоды. При этом, надо помнить и
низкий уровень их нынешнего развития.
Самооценка.
2 задание. (Обсуждается в группах)
- Какие пословицы и поговорки знаете вы о
внешнем виде и одежде человека?
- Красота дерева – в листьях, а человека – в
одежде. Дерево – украшение земли, а одежда –
украшение мужчины (человека). Одежда джигита
облагораживает, как конь батыра возносит.
Самооценка.
3 задание. (Обсуждается в группах)
- Какие виды одежды вам известны?
- Рабочая одежда (связанная с профессией),
домашняя одежда, спортивная одежда, сменная
одежда, форменная одежда (воинская, милицейская,
лесничества, налоговой инспекции), школьная
форма и другие.
- В чем польза такой специализации одежды? Какое
место занимают они в нашей жизни? Приведите
конкретные примеры, докажите целесообразность
этого. - У великого русского писателя А.П.Чехова есть
такие слова, превратившиеся в афоризм: "В
человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и
лицо, и мысли!” Какого человека имел ввиду Чехов,
давая такое определение красоты?
- Он имел ввиду, конечно же требовательного к
самому себе и высококультурного, одевающегося со
вкусом, трудолюбивого, благородного человека.
Только такой человек считает себя достойным
уважения.
- Как вы понимаете умение одеваться со вкусом?
- Это – умение одеваться, учитывая время года,
сезон, в соответствии с возрастом и со своей
внешностью, по существующей моде и в духе
времени.
-А если вы не умеете сами выбирать одежду?
- Тогда надо обращаться за помощью к друзьям и
близким.
- Какие требования с древних времен
предъявлялись к одежде и одеванию?
- Рекомендовалось одевать только ту одежду,
которая тебе нравится самому и тебе идет, иначе
можно стать посмешищем для других.
- Почему?
- Потому что только в удобной и приятной одежде
чувствуешь себя хорошо, непринужденно.
- Какие пословицы и поговорки есть по этому
поводу?
- Опрятная одежда – человек красив, грязная
одежда – человек грязен. Чистота человека
прибавляет уважение к нему. Плохая одежда
красавицу старит, а старуху превращает в ведьму.
- Что еще, кроме одежды, украшает внешний облик
человека?
- Его лицо.
- Как можно сделать лицо красивее?
- При помощи косметики.
- А еще как?
- Хорошей прической.
- Какие требования предъявляются к волосам?
- Прежде всего, они должны быть чистыми.
Самооценка.
4 задание. (Обсуждается в группах)
- Как вы понимаете поговорку: "Одежда бережёт
одежду”?
- Надо бережно относиться к своей одежде, к
своему гардеробу.
- Какие ещё поговорки и пословицы вы знаете по
этому поводу?
- Умей правильно одеваться, а более –
правильно ухаживать за одеждой своей. Если
одеваться бережно, то будешь всегда одеваться
красиво. Одежда заботу любит.
Самооценка.
5 задание. (Обсуждается в группах)
- Ум – духовное богатство, очень необходимо в
жизни. Но и все-таки, "встречают по одёжке”…
Значит, в жизни внешний вид, и внешний облик
человека имеет немаловажное значение. Как вы
считаете?
- Если человек имеет приятную наружность,
приветливое лицо и одет со вкусом, то он и в душе
оставляет такое же впечатление о себе. Как бы
ваши отношения с ним не складывались, в
дальнейшем вы всегда будете вспоминать первую
встречу с ним. И первые впечатления будут
оказывать на вас существенное влияние.
- Какие песни об этом вы знаете?
- "Я помню Вас…”, "Первая встреча”; романсы
"Я Вас любил…” и другие. Особенно явно это
прослеживается в любовных песнях.
- Что может произойти вследствии чрезмерного
увлечения своим внешним видом?
- Зазнайство, высокомерие и т. д.
- Что может произойти вследствии чрезмерного
доверия внешнему виду других людей?
- Таких простоватых людей могут обмануть,
обокрасть, ограбить, изнасиловать и даже убить…
- Как можно отличить настоящую красоту человека
от искусственной?
- Исходя из его поведения, его поступков и дел.
Время – самое надёжное и верное испытание для
человека и его красоты.
- Какие пословицы знаете по этому поводу?
- Хоть и красит одежда человека, но не
облагораживает. Красота без ума – ничто. Одежда
– это лишь скорлупа для красивых духом.
Самооценка.
6 задание. (Самостоятельная работа.)
Составить план воспитания в себе таких
необходимых качеств, как бережное отношение к
одежде, внимание к своему внешнему облику.
Пример ожидаемого плана:
- Учиться красиво и со вкусом одеваться.
- Всегда содержать в чистоте и порядке свою
одежду.
- Воспитать в себе бережное отношение к одежде.
- Научиться одеваться по обстоятельствам:
соответственно к предстоящим праздникам, играм,
работе, отдыху. Например, спортом заниматься в
спортивной одежде.
Самооценка.
4. Рефлексия.
О чём шёл разговор на сегодняшнем уроке? Какие
выводы сделали вы из него? Чем он был полезен для
вас? Обсудите в кругу семьи: сколько необходимо
денег для того, чтобы покупать ежегодно одежду
для всех членов семьи?
|