Знания, которые не способствуют
развитию и не пригодятся в реальной жизни, станут
в лучшем случае ненужным балластом. Поэтому в
обучении так важна игра – эта уникальная
возможность прорепетировать жизнь,
подготовиться к решению реальных проблем,
разобраться в себе, попробовать разные варианты
и роли.
Ученики и учитель сотрудничают абсолютно
свободно и добровольно. Высокий темп уроков,
сочетание групповой работы, индивидуальной,
фронтальной активизируют познавательную
активность учащихся, создают условия для
активной мыслительной деятельности. У учащихся
возникает желание отвечать, рассуждать,
высказывать собственное мнение, отстаивать свою
точку зрения.
В самом начале уроков необходимо
«заинтриговать» учеников, а в итоге – «подвести»
к открытию. Важно, чтобы основным содержанием
уроков были не отвлеченные научные понятия, а то,
как сориентироваться, как найти себя в нынешней
очень непростой жизни.
Цель урока: обобщение
сведений об обстоятельствах по курсу
V-VII, формирование умений:
- различать виды обстоятельств по значению;
- определять способы их выражения;
- использование обстоятельства для придания речи
точности, ясности, выразительности.
Задачи:
- Умение ставить вопросы к обстоятельствам;
- Местоположение обстоятельства при
прямом порядке слов;
- Управление познавательной и творческой
деятельности учащихся;
- Воспитывать чувства патриотизма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка выполнения домашнего задания
«По следам домашнего задания»
– Откроем словарики, 1 ученик у доски:
труженик, девиз класса, символ Москвы, композитор
Чайковский, иллюстрированный журнал «Огонёк»,
ансамбль, фестиваль.
Взаимопроверка с доской; сложили попарно,
передали учителю словарики.
III. «Лингвистическая разминка»
– На сколько групп по отношению к
второстепенным членам предложения их можно
разделить? Обоснуйте ответ. С чем? –
дополнение, Чей? – определение, О ком? – косв.
прямые; Какой? согл. и несогласов. Кого?
IV. Подготовка к сознательному усвоению
нового материала
– В жизни мы любим задавать многочисленные
вопросы: Когда? Где? Зачем?
– Какой второстепенный член в предложении может
ответить на эти вопросы? (Обстоятельство.)
V. Темой исследования на нашем уроке
является обстоятельство.
Обстоятельство в жизни и грамматике.
– Открываем тетради. Число, тема. Затем учебники:
& 19, стр. 85-88. Работа с таблицей. Обратить
внимание на разряды обстоятельства
и чем они выражены. Запишите предложение:
Бедный заяц с перепугу
(почему?) Так и сел передо мной
(перед кем?
где?)
– Обратили внимание на двойную роль
второстепенных членов предложения: Двойная роль
– это синкретизм (с греческого)
объединение. Обстоятельство обычно
зависит от гл.-сказ., помогает определить:
- разряд по значению;
- способ выражения (наречия и существительные).
VI. На доске словосочетания:
Из мон...стырской тиш...; в край отцов; из-за
одиночества; осуществлять мечту; в грозу; в
течени... трех дней; веря в успех; братаясь с
природой; вопреки усталости.
Мцыри убежал и блуждал |
разряд |
– Мцыри убежал и блуждал. На что обратить
внимание? Нераспространенное предложение.
Распространить можно с помощью данных выражений:
1) сначала 1-2 ученика с места задают вопросы от
глагола – сказуемому к обстоятельству,
определяя род. Затем 1-2 ученика выходят к доске,
записывают, а первые 3 ученика, успевшие
использовать все слова, получают оценку в журнал.
Где стоит обстоятельство при прямом
порядке в предложении? (После глагола-сказуемого)
VII. Подведение итогов
- Общая характеристика работы класса;
- Успехи: подача учителю дневников после урока;
- Недостатки: 3-4 тетради на проверке, как
преодолеть? На следующем уроке - грамматическая
игра.
VIII. А в подарок я Вам прочитаю стихи
поэта Н.Рубцова.
Как центростремительная сила,
Жизнь меня по всей земле носила.
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть.
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась.
И вокруг любви непобедимой
К селам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля, вокруг своей оси.
– Как бы ни складывались обстоятельства
в жизни человека, самым главным для него всегда
остается любовь к родителям, к отчему дому, к
Отчизне.
IX. Домашнее задание и инструктаж по
его выполнению & 19, карточка со стихотворением
Н.Рубцова.
X. Наша встреча с обстоятельством,
как с второстепенным членом предложения, я
думаю, полезна всем и в жизни, и в грамматике. |