Цель:
- сформировать знания о вулканах, как опасных природных явлениях, о
районах распространения вулканов;
- представление о роли вулканов в формировании современного лика Земли,
значении для людей;
- сформировать знания о гейзерах, их значении.
Оборудование: таблица "Извержение вулкана”, макет вулкана,
картина "Последний день Помпеи”, таблица "Гейзер”, физическая карта мира. Домашнее задание: § 25, практическое задание – сделайте из
пластилина макет вулкана или вулканической страны (вулканический конус образует
у подножия угол 30°, а выше к кратеру угол увеличивается до 40°, поэтому
идеальный конус имеет чуть ВОГНУТУЮ ФОРМУ).
Географический диктант.
Проверка домашнего задания:
|
I вариант- – литосфера
- – мантия
- – гранит
- – выветривание
- – земная кора
- – Пангея
- – эпицентр землетрясения
- – очаг землетрясения
- – сейсмограф
- – мрамор
|
II вариант
–10
– 9
– 8
– 7
– 6
– 5
– 4
– 3
– 2
– 1
|
|
Ответы: |
|
I вариант |
|
II вариант |
1 |
|
10 |
3 |
|
8 |
6 |
|
5 |
10 |
|
1 |
5 |
|
6 |
2 |
|
9 |
8 |
|
3 |
4 |
|
7 |
7 |
|
4 |
9 |
|
2 |
- Каменная оболочка Земли.
- Магматическая глубинная ГП.
- Древний материк.
- Метаморфическая ГП.
- Верхняя часть литосферы.
- Переходный слой между ядром и земной корой.
- Место в земной коре или мантии, где происходит разрыв и смещение ГП.
- Процесс разрушения ГП.
- Территория на земной поверхности, которая находится над очагом
землетрясения.
- Прибор, который регистрирует даже незначительные колебания земной
поверхности.
Изучение нового материала:
- Что такое литосфера?
- Чем сложена земная кора?
- Какие горные породы по происхождению вы знаете?
- Как образовались магматические горные породы (глубинные, излившиеся)?
- В результате какого процесса образовались излившиеся (изверженные)
горные породы?
Учитель: Тема нашего урока "Вулканы, горячие источники,
гейзеры”.
Целеполагание: Что же мы должны сегодня узнать? (Цель ставят
учащиеся, а учитель ее обобщает.)
Сообщение учащегося: Почему вулкан назвали вулканом?
Учитель: Мир вулканов очень разнообразен: у каждого свой
характер, свой голос, температура.
Описание извержения вулкана ("Огненное ожерелье” стр.12).
Вопрос учащимся: Почему и где происходят извержения
вулканов? (На границах литосферных плит.)
Анализ рис.87, стр.119: Каково строение вулкана?
(Работа с учебником.)
Учитель: После извержения вулканы временно прекращают свою работу. Они
могут не извергаться десятки и даже сотни лет, а потом пробуждаются.
Схема на доске:
Почему извержение вулканов считают
опасным грозным явлением? |
Сообщение учащегося |
с использованием картины "Последний день
Помпеи”. |
Учитель: |
Но, не смотря на смертельную опасность, которую таят в
себе вулканы, люди селятся около них. Каково значение вулканов? |
Сообщение учащегося: |
"Значение вулканов”. |
Учитель: |
Мы уже говорили с вами о том, что температура в недрах
Земли велика, поэтому там, где встречаются вулканы, имеются горячие
источники, гейзеры. |
Таблица рис.89, стр.122 |
Гейзер – (от исландского слова "хлынуть”) – это
периодически фонтанирующий источник, извергающий горячую воду и пар. |
"Хрестоматия по физической географии” стр. 48 |
Описание гейзеров Камчатки. Как вы думаете, где можно
использовать горячие источники? |
Обобщении изученного материала: |
Составьте рассказ из 6 предложений на тему "Вулканы и
землетрясения” по опорным словам: Вулкан
Землетрясение
Остров
Лава
Гейзер
Горные породы |
Проверка задания: |
|
Подведение итогов урока: |
Выставление оценок за урок. |
|