Цель:
- Дать представление о вулканах, их
строении, причинах возникновения.
- Формировать мировоззренческую идею о
постоянном развитии земной кары.
- Продолжать обучению приемам работы с
картой.
- Воспитывать эстетическое восприятие
явлений природы.
Оборудование: физическая карта
полушарий, кинофильм " Вулканы и гейзеры
Камчатки и Курил”, картина К. П. Брюллова "
Последний день Помпеи”.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя к новой теме,
рассказ: о боге огня Вулкане, о строение
вулкана.
Затем учитель предлагает учащимся
посмотреть кинофильм " Вулканы и гейзеры
Камчатки и Курил” и ответить на вопросы:
- Почему происходит извержение вулканов?
- Для чего и как изучают вулканы?
Рассказ учителя о картине К.П. Брюллова
" Последний день Помпеи”.
В основу своего произведения художник
положил действительное событие – гибель
римского города Помпеи при извержении
Везувия в 79 г. н. э. Историк и писатель Плиний
Младший, бывший свидетелем катастрофы ( на
картине он изображен справа, склонившимся
над упавшей матерью), оставил нам описание
этой трагедии: " Уже в течении многих дней
ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако,
оно настолько усилилось, что казалось, все
не только движется, но и опрокидывается….
Подали уже куски пемзы и черные, обожженные,
растрескавшиеся от огня камни…. Между тем
по Везувию во многих местах широко
разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от
пожара, которые своим блеском и светом
разогнали ночную темноту….Дома качались от
частных продолжительных толчков: казалось,
что они сдвинулись со своих мест и ходуном
ходят взад и вперед. Под открытым небом было
страшно от падавших кусков пемзы…. Задания
вокруг тряслись.... мы видели, как море
втягивается в себя же: земля, сотрясаясь,
как бы отталкивала от себя. Берег,
несомненно, выдвигался вперед; много
морских животных застряло на сухом песке. С
другой стороны в черной страшной грозовой
туче вспыхивали и перебегали огненные
зигзаги, и она раскалывалась длинными
полосами пламени, похожими на молнии. Стал
падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись,
я увидел, как на нас надвигается густой мрак,
который, подобно потоку, развивался вслед
за нами по земле…. Некоторые в страхе перед
смертью молились многие, воздевали руки к
богам, но большинство утверждало, что богов
больше нет, и что для мира настала последняя
вечная ночь.
Это описание, исполненное сурового и
мужественного величия, столь свойственного
римской классической прозе, глубоко
взволновало К.П.Брюллова; он стремился
следовать Плинию не только в деталях, но и в
воссоздании самого духа и атмосферы
события. Посещение Помпеи и Геркуланума,
погребенных под раскаленной лавой Везувия
и впервые раскопанных археологами в 18 в.,
изучение памятников искусства, архитектуры,
быта Древнего Рима помогли художнику
добиться той достоверности и
убедительности, которые так поражали
зрителей и отличали его картину от
произведений многих его предшественников и
современников.
Громадное полотно К.П. Брюллова ( длиной 641
см. и высотою 456 см.) и сейчас производит
сильное впечатление. Молнии разверзли
небеса, огнедышащая лава кипящим потоком
низвергается по склону вулкана. Мечутся и
ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с
женой и ребенком спешит покинуть
погибающий город, сыновья несут на плечах
старика отца, муж – безжизненно поникшее
тело жены. Матрона судорожно обнимает
дочерей, словно надеясь защитить их от
разрушительной стихии, всадник тщетно
пытается совладать с обезумевшей лошадью.
Упала с колесницы и разбилась о камни
мостовой молодая женщина, к телу матери
жмется чудом уцелевший ребенок, здесь и
языческий жрец, и христианский священник с
кадилом, в толпе мы видим и живописца,
поддерживающего на голове ящик с красками и
кистями, в его облике узнается сам Брюллов.
С высоты падают статуи богов, императоров,
как бы символизируя крушение мира.
Затем учитель обращает внимание ребят на
опасную, связанную с риском для жизни
работу вулканологов (в фильме это очень
хорошо показано).
Формируя мировоззренческую идею о
постоянном развитии земной коры, учитель
продолжает беседу: " Ребята , у вас может
сложиться впечатление, что вулканизм
является одной из природных стихий,
исключительно враждебных по отношению к
человеку. Но это представление надо
смягчить, так как чем дальше ученые
проникают в тайны огнедышащих гор, тем
больше убеждаются, что разрушение – это
только внешняя сторона вулканизма . Учеными
собрано немало данных, доказывающих, что
все оболочки Земли образовались в течении
миллиардов лет преимущественно из
продуктов вулканической деятельности.
После извержения остается много пепла –
очень плодородных почв, дающих хорошие
урожаи. Даже лавовые потоки легко
выветриваются, и через несколько лет на них
возделывают тропические фруктовые сады.
Поэтому вулканические районы густо
заселены людьми.
Вулканы являются поставщиками минералов:
- каустической соды, серы, борной кислоты,
аммиака;
строительных материалов:
- туфы, пемзы, базальта, гранита, обсидиана
– вулканического стекла.
К районам вулканической деятельности
приурочены месторождения меди, золота,
серебра, олова, а также многочисленные
геотермальные источники.
II. Закрепление пройденного материала:
работа с физической и контурной картой.
1. Задание: заполнить таблицу.
Название вулкана |
На каком материке находится |
Абсолютная высота |
Действующий или потухший |
Ключевая Сопка |
|
|
|
Везувий |
|
|
|
Этна |
|
|
|
Эльбрус |
|
|
|
2. Задание: На контурной карте
обозначьте действующие вулканы кранной
звездочкой, потухшие – синей
- Ключевая Сопка
- Гекла
- Везувий
- Этна
- Эльбрус
- Кракатау
- Котопахи
- Орисаби
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
|