Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний
Продолжительность занятия: 2 урока.
Цель: Познакомить учащихся с первоначальными
данными нужными для разработки программ – языками программирования
Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
Задачи:
- познакомить учащихся с алфавитом языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
- познакомить учащихся со структурой программы на разных языках программирования;
- научить учащихся записывать арифметические выражения на
языках программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык;
- выяснить сходства и различия языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
- развитие умений использовать команды разных языков программирования для записи программы линейной структуры;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- операционная система;
- язык программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
Раздаточный материал: опорные конспекты в виде таблиц из конспекта урока Приложение.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация начальных знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
- Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Доклад дежурных. Приветствие учителя.
II. Актуализация начальных знаний учащихся.
Под системой программирования следует понимать систему, образуемую
языком программирования, а также вспомогательными средствами для
подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система
программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет
создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и
оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.
Языки программирования являются искусственными языками со строго
определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают
свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.
III. Изучение нового материала.
Запишите в тему урока «Введение в программирование».
Алгоритмом называется понятное и точное предписание (указание)
исполнителю совершить определенную последовательность действий для
достижения поставленной цели для решения поставленной задачи.
Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.
Давайте рассмотрим 3 языка программирования:
- Школьный алгоритмический
- Язык Бейсик
- Язык Паскаль.
Вы можете спросить, почему три языка, а не один? Дело в том, что в
вариантах ЕГЭ по информатике встречаются задачи на программирование.
Решение задач можно оформлять на любом языке программирования, в том
числе и в виде блок-схемы. Какой язык выбрать, дело пользователя,
поэтому я постараюсь кратко изложить особенности трех языков.
Алфавит языка
Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.
Школьный алгоритмический |
Бейсик |
Паскаль |
1) прописные и заглавные буквы русского алфавита;
2) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
3) знаки операций:
+ - * / ^ = <> < > <= >= :=
4) разделители_, пробел, ( ), «, "
5) служебные слова:
Алг, нач, кон, арг, рез, цел, сим, лит, лог, вещ, таб, длин, нц, кц, дано, надо, если, то, иначе, всё, пока, для, от, до |
1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ - * / ^ = <> < > <= >= :=
4) разделители_, пробел, ( ), «, "
5) служебные слова:
Byte, integer, long, single, double, boolean, string, dim, const,
true, false, data, read, input, print, if, then, else, goto, for
6) буквы русского языка используются в комментариях. |
1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ - * / = <> < > <= >= :=
4) ограничители:
. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
5) служебные слова:
SET, MOD, AND, FOR, THEN, ARRAY, FILE, STRING, NOT, TO, BEGIN,
FUNCTION, CASE, GOTO, OF, IF, DIV, PROCEDURE, DO PROGRAM, WHILE,
DOWNTO, WITH, ELSE, XOR, END, REPEAT, LABEL
6) буквы русского языка используются в комментариях. |
Математические операции:
Название операции |
Форма записи |
Школьный алгоритмический |
Бейсик |
Паскаль |
сложение |
А + В |
А + В |
А + В |
вычитание |
А - В |
А - В |
А – В |
умножение |
А * В |
А * В |
А * В |
деление |
А / В |
А / В |
А / В |
Возведение в степень |
А ^ 2 |
А ^ 2 |
Нет |
Элементарные функции:
Название операции |
Форма записи |
Школьный алгоритмический |
Бейсик |
Паскаль |
Абсолютноезначение х |
Abs(x) |
Abs(x) |
Abs(x) |
Ln x |
Log(x) |
Log(x) |
Ln(x) |
Arctg x |
|
Atn(x) |
Arctan9x) |
Случайное число |
|
Rnd |
random(x) |
Cos x |
Cos(x) |
Cos(x) |
Cos(x) |
Знак числа х |
|
Sgn(x) |
|
ex |
Exp(x) |
Exp(x) |
Exp(x) |
Sin x |
Sin(x) |
Sin(x) |
Sin(x) |
Целая часть числа х |
|
Int(x) |
int(x) |
tg x |
|
Tan(x) |
- |
Целая часть числа х округление |
|
Fix(x) |
round(x) |
Квадратный корень от х |
Sqr(x) |
Sqr(x) |
Sqrt(x) |
Квадрат числа |
Нет |
Нет |
Sqr(x) |
Деление нацело |
|
\ |
DIV |
Остаток от деления |
Mod (a,b) |
a MOD b |
a MOD b |
Приоритет операций тот же, что и в математике.
Математическая запись |
Запись на Паскаль, Бейсик, Алгоритмическом языке |
4∙10-4 |
4E-4 |
0,62∙105 |
0.62E+5 |
-10,88∙1012 |
-10.88E12 |
Структура программы
Школьный алгоритмический |
Бейсик |
Паскаль |
алг – название алгоритма (аргументы и результаты)
дано – условие применимости алгоритма
надо – цель выполнения алгоритма нач
– описание последовательности команд
кон |
DIM описание переменных;
{начало раздела операторов}
Операторы ввода, вывода, присвоения, арифметические операции,
Операции ветвления, цикл
аEND. |
PROGRAM <имя программы>;
VAR – описание переменных;
{начало раздела операторов} BEGIN
операторы ввода, вывода иобработки данных
END.
{конец раздела операторов,конец программы} |
Переменная – это параметр программы, значение
которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная
характеризуется тремя параметрами:
- Именем (на латинском языке, могут присутствовать цифры, знак подчеркивания);
- Типом;
- Значением (значение зависит от типа переменной)
В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.
Элементарные функции:
Типы переменных |
Форма записи |
Школьный алгоритмический |
Бейсик |
Паскаль |
Целое положительное |
цел |
|
Byte 0..255
Word 0..65535 |
Короткое целое |
цел |
|
Shortint
От -128 до 127 |
Целое |
цел |
Integer – 2 байта
От -32768 до 32767 |
integer
От -32768 до 32767 |
Длинное целое
От -2147483648 до +2147483647 |
|
Long – 4 байта |
longint |
Вещественное |
вещ |
Single |
Real
2,9x10-39 - 1,7x1038 |
|
|
Double |
Single
1,5x10-45 - 3,4x1038 |
Cтроковые |
лит |
String
До 32657 символов |
String |
Символьный |
лит |
|
Char |
Логический |
лог |
Boolean |
boolean |
Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов
Название оператора |
Форма записи |
Школьный алгоритмический |
Бейсик |
Паскаль |
Присвоение (присваивание) |
:= |
= |
:= |
Ввод |
ввод |
INPUT |
READLN
READ |
Вывод |
вывод |
PRINT |
WRITELN
WRITE |
Урок 2
IV. Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе выдаются все 4 задачи.
Задания дифференцированные, задача 1 – слабым учащимся, задача 4 – сильным ученикам.
Задача 1. Рассмотрите запись
фрагмента программы на языке Бейсик. Запишите эти команды на языке
Паскаль и на алгоритмическом языке. Определите значение целочисленных
переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
Бейсик |
Паскаль |
Алгоритмический |
a=3+2*4
b=(a MOD 10) + 24
a=(b\10) + 1 |
|
|
Задача 2. Рассмотрите примеры программ. Простейший алгоритм, запрашивающий имя и затем приветствующий его обладателя.
Школьный АЯ
алг Знакомство (арг лит Имя, рез лит t)
нач
вывод "Как тебя зовут ?"
ввод Имя
t := "Привет, " + Имя + "!" | "+" - операция сцепки
вывод t
кон
Turbo Pascal
Program Hello;
Var Name: String; {Описание переменной Name строкового типа}
BEGIN
Write('Как тебя зовут ? '); {Вывод на экран текста вопроса}
ReadLn(Name); {Ввод c клавиатуры имени}
WriteLn('Привет, ', Name, '!'); {Вывод на экран приветствия}
ReadLn
END.
Basic
CLS
INPUT "Как тебя зовут ? ", Name$
PRINT "Привет, "; Name$; "!"
END
Задача 3. Чему будут равны значения переменных a, b,
c, x после выполнения алгоритма, если при вводе их значения равны a =
5, b = 10, c = 20:
алг счет цел
a, b, c, x нач
ввод a, b, c
x := a + b + c
a := a * 5
b := a + b
c := 15
b := b * 3
вывод a, b, c, x кон
Запишите данный алгоритм на языках программирования Бейсик и Паскаль.
Задача 4. Написать на алгоритмическом языке, языках
программирования Паскаль и Бейсик, алгоритм вычисления y по формуле: y =
(1 - x2 + 5 x4)2, где x - данное целое число.
V. Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
Представители каждой группы учащихся выносят на доску или на экран
компьютера решение своего задания. Учащиеся делают выводы, проверяют,
оценивают.
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Написать на 3 языках программирования программу алгоритма вычисления площади и периметра квадрата со стороной А. |