Цель урока: повторить изученный материал о вводных словах
и словосочетаниях.
Задачи урока:
1. Научить отличать вводные слова от членов предложения,
расставлять необходимые знаки препинания;
2. Повторить изученныеорфограммы;
3. Формировать навыки правильного произношения и
выразительного чтения.
4. Обогащать активный словарный запас школьников.
5. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать
изученные факты.
6. Закрепить умения анализа текста.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа
с вводными словами и словосочетаниями, работастекстом. Мы будём анализировать
текст, а также займемся повторением изученных орфограмм.
К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф: "Это
фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности.
Это фигура человечная.Может быть, именно
этого качества так не хватает сегодня…"
И.Тайманова, заслуженный деятель искусств.
Он известный русский
ученый, академик, литературовед, мы хорошо знакомы с его другими
произведениями, обращенными молодому поколению. Это "Письма о добром и
прекрасном" работа с высказыванием
о Лихачеве. Он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности,
напоминает о традициях русской интеллигенции.
Работа со словарем
Эталон-
1.Точный образец
установленной единицы измерения, сама такая точная мера. Радиотехнический
эталон
Устное фронтальное
повторение изученного о вводных словах и словосочетаниях.
1.Вводные
конструкции - это….
2.Вводные
конструкции выражают…..
3.Чаще
всего вводные конструкции в предложении являются….
4.Чаще всего вводные конструкции выделяются...
5.Дополните каждый ряд своими примерами:
а) Разумеется, бесспорно...
б) Следовательно, нооборот...
в) Одним словом...
Работа с текстом
Познакомьтесь с размышлениями Д.С.Лихачева о том, что такое
зависть.
(Ученики читают текст вслух)
Исходный текст
Про зависть
1.Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии
тяжестей, вы ему завидуете?
2. А если гимнастка?
3. А если рекордсмен по
прыжкам с вышки в воду?
4. Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно
позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни,
тем сильнее близость зависти.
5. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее,
горячо, обж…гся!
6. На последнем вы нашли с завяза(нн,н)ыми глазами
запрята(нн,н)ую другими игроками вещь.
7. Вот то же и с завистью.
8. Чем ближе
достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем большебезусловно возр…стает обж…гающая опасность
зависти.
9. Ужасное чувство, от которого страдает разумеется прежде
всего тот, кто завидует.
10. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне
болезне(нн,н)ого чувства зависти: разв…вайте в себе свои собстве(нн,н)ые
индивидуальные склонности, свою собстве(нн,н)ую (не)повторимость в окружающем
вас мире, будьте самим собой, и вынесомненно
(не) будете завидовать.
11. Зависть разв…вается прежде всего там, где вы сами себе
чужой.
12. Зависть разв…вается прежде всего там, где вы (не)
отличаете себя от других.
13. Завидуете - значит, (не) нашли себя.
(Д.С.Лихачев)
1. Определите стиль и тип речи
данного текста (публицистический,
рассуждение.)
2. Укажите номер предложения, в
котором наиболее полно выражена основная мысль автора.
3. Укажите номера предложений с
вводными конструкциями.