Дать первое представления о красках и
их назначении.
Задачи:
1. Выявить уровень знаний цветовой
гаммы.
2. Ввести понятие "палитра".
3. Формировать знания и умения различать
основные цвета.
4. Формировать знания и умения работать с
кистью.
5. Расширять кругозор учащихся.
6. Расширять активный словарный запас.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Формировать учебную мотивацию.
Материалы, используемые на уроке:
1. Разноцветные кляксы, заранее
прикрепленные на доску.
2. Изображение героев Н.
Носова Незнайки и Знайки (см. Приложение).
3. Палитра - не цветная.
Палитра - цветная.
Палитра - заготовка для каждого ребенка.
4. Краски, кисточки, стакан с водой.
5. Емкость для слива использованной воды.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с
вами первый урок рисования. А кто из вас умеет
рисовать? А с помощью чего можно рисовать?
Да,
правильно. С помощью карандашей (учитель
демонстрирует называемые предметы), фломастеров,
мелков и, конечно же, красок. Проверьте, готовы ли
вы к уроку. Есть ли у вас на парте лист бумаги,
карандаши, кисти и краски. Все готовы?
II. Вводная беседа.
- объявление
темы урока.
Ой. А что это у меня с доской?
(На доске
прикреплены "кляксы" разного цвета).
Кто же это мне испачкал доску?
Посмотрите-ка ребята!
Кто-то краски здесь пролил.
Может это поросята?
Может это крокодил?
Здесь и там цветные пятна.
Не запачкаться бы нам.
Этот кто-то - неопрятный
И беспечный мальчуган.
Он, наверное, не знает
Кляксы ставить ни к чему.
Видно он не понимает
Краски для чего ему.
А как называют того, кто ничего не знает?
Правильно, Незнайка. А вот и он!
(На доске появляется изображение Незнайки).
Так вот кто здесь напачкал. Посмотрите-ка
ребята, что у него в руке?
Правильно, кисть. А в чем это она?
Да, верно, в краске. Так это Незнайка не знает,
как пользоваться краской. А вы знаете?
Вот сегодня мы с вами будем учиться
пользоваться красками. А поможет нам:
А как зовут того, кто все на свете знает?
Точно, Знайка! Знайка нам и поможет.
Знайка (учитель громко зовет персонажа) выходи!
(На доске появляется изображение Знайки. А
рядом с его указательным пальцем - палитра.
Палитра нецветная).
III. Анализ рисунка (анализ
изображаемого объекта).
- рассматривание
рисунка (объекта);
- определение основных элементов рисунка
(объекта).
- определение последовательности работы;
- определение цветовой гаммы;
- выделение особенностей и трудностей в работе.
А на что это он показывает? Кто знает,
что это такое?
Это, ребята, палитра. Это слово
пришло к нам из Франции. Палитра - это ручная
дощечка с масляными красками. Именно на дощечке
художник подбирает и смешивает нужные ему цвета.
А не как наш Незнайка, который понаставил везде
кляксы.
Но посмотрите - палитра-то пустая. Значит, нам
нужно это исправить.
Кто запомнил, что должно быть на палитре?
Правильно, краски. А краски бывают разных
цветов.
Какие цвета знаете вы?
(Дети называют цвета).
Ох, как много цветов. Давайте посмотрим, кляксы
какого цвета оставил нам Незнайка?
(Учитель показывает на кляксу, а дети называют
цвет).
Ну, какие вы молодцы. Раз вы так хорошо знаете
цвета, то заполнить ими палитру нам не составит
никакого труда.
Посмотрите на мою палитру. Я уже наполнила ее
красками. Каждая краска находится в своей ячейке.
Посмотрите на свою палитру. Сколько здесь ячеек?
Правильно шесть. Значит мы должны выбрать шесть
цветов. Какие цвета вы здесь видите? (Красный,
синий, зеленый, желтый, коричневый, черный.)
Наша с вами задача - точно такие же цвета
перенести на нашу палитру. Придвиньте ее к себе.
Но не спешите. Сейчас я расскажу вам, как нужно
работать с кистью и красками.
IV. Рисунок наброска.
(На данном
этапе обучение набросок выполнен заранее
учителем - это изображение палитры с разметкой
для цветов.)
V. Работа в цвете.
Возьмите кисть и опустите ее в
стаканчик с водой. А теперь выньте кисточку и
погладьте ею край стаканчика - так мы уберем
лишнюю воду.
Теперь нам нужно взять краску на кисточку.
Найдите в своих красках красный цвет. Теперь
плавными движениями набираем краску. Посмотрите,
стала ли ваша кисточка красной? Хорошо. Теперь
найдем первый кружок на своей палитре.
Ставим кисточку в первый кружок и аккуратно
закрашиваем. Наши движения плавные, мы стараемся
не заходить за границу кружка.
Молодцы.
Краской какого цвета заполнен следующий кружок
на нашей палитре? Правильно, синим цветом. Найдем
этот цвет в наших красках. И выполним ту же самую
работу.
(Учитель проговаривает последовательно работы
для каждого цвета.)
VI. Подведение итогов.
Посмотрите, какая палитра у нас
получилась! Ну, Знайка, ты доволен?
Давайте дадим
ему настоящую палитру, с красками. Думаю, теперь
Знайка доволен, а Незнайка будет знать, как
правильно обращаться с красками, ведь он вместе с
вами был на уроке. А что вы запомнили?
Какие цвета мы использовали на уроке? Чем мы
рисовали? А как называется предмет, на котором
художники подбирают краски? Правильно, палитра.
Сегодня мы познакомились с красками, с палитрой
красок и вспомнили много разных цветов. А какой
цвет вам нравится сегодня больше всех?
VII. Организационный момент.
Ну а теперь нам нужно все за собой
прибрать, чтобы после нас не оставалось клякс,
как после работы Незнайки.
Закройте краски.
Отложите их на край стола. Возьмите стаканчики с
водой и кисточки. Сполосните кисточку и отложите
ее в сторону, а воду аккуратно вылейте в ведро.
Сейчас один из вас соберет все кисточки, другой
- стаканчике, а третий - краски и уберет их в
шкаф. А я развешу ваши замечательные работы на
нашей выставке, чтобы каждый мог увидеть, как вы
сегодня старались!