Выбирая приоритеты в образовании, хотелось бы
развить мысль о культуре управления. Культура
управления – такая качественная
определенность принципов и способов
взаимодействия отдельных компонентов
образования по вертикали, которая наилучшим
образом обеспечивает целостность,
идентичность и функционирование системы и в то
же время открывает возможности реконструкций,
изменений, дальнейшего роста и нововведений в
каждом из элементов системы, на каждом её уровне.
Управление (как общая функция организованных
систем, направленная на взаимодействие её
элементов и обеспечивающая их сохранение,
изменения и эволюцию) всегда культуросообразно
соответствует изменениям социума. Возводящиеся
на основе практики управления её теории
обобщают, определяют и фиксируют характерные
детали и особенности взаимосвязи элементов
системы.
Я думаю, что приоритетным управлением является
то, где первостепенное значение имеют не функции
контроля за выполнением планов, а ситуативное
управление, самоуправление и самоорганизация, не
руководство, проверки и фиксации, а поддержка
инициатив.
Самоорганизация играет здесь очень важную
роль. В современной культуре управления
преобладают такие свойства самоорганизации, как
самопроизвольность, поиски решений, спонтанная
инициативная активность, равноправность
отношений субъектов образования разных уровней ,
нестандартность решений, и другое, что позволяет
сохранить уникальность и открытость каждой
образовательной модели, помогает её
осуществлению и самореализации. Основными
направлениями управления становятся поддержка,
помощь и обеспечение культурно-образовательных
процессов.
Определение на практике системы приоритетов
управления.
Главное назначение внутришкольного
руководства видится в создании и эффективном
использовании условий для продуктивной,
творческой и успешной деятельности педагогов,
других работников школы, направленной на
реализацию ценностей, принципов и достижений
целей школы.
К таким условиям относятся:
- хорошее понимание работниками ожидаемых от них
результатов;
- заинтересованность работников в достижении
намеченных результатов;
- обеспечение состояния удовлетворенности
работников достигнутыми результатами и
условиями работы;
- наличие благоприятного
морально-психологического климата в школьном
сообществе.
В результате проблемного системного анализа
деятельности школы, успешной реализации
программы развития в школе существенно
изменилась система управления, включив в себя
все элементы управляющей системы: структуру,
функционал и механизм управления.
Программа развития школы с использованием
современных основ теории внутришкольного
менеджмента и привлечением к её реализации
творческих работников школы может стать тем
ядром, которое ориентирует на обеспечение
условий жизнедеятельности, инициативу.
Обновление управления школой связывается прежде
всего с формированием системы информационного
обеспечения внутришкольного управления:
- сотворчество в рамках программы развития школы;
- сотворчество в экспериментальной деятельности;
- совместное творчество в рамках дополнительного
образования в школе;
- мониторинг образования.
Технология реализации функции управления
следует из цели школы: "Саморазвитие личности
школьника как содержание образования”, задача
которой – создание условий для саморазвития
личности.
Исходя из этого управление должно
ориентироваться на:
- ориентирование на субъекты: класс, параллель,
классные руководители, педагоги-организаторы,
социальные педагоги, учителя-предметники,
учителя ДО, родители.
- определение целесообразных форм организации и
содержание деятельности.
Отсюда следует, что технология не должна
внедрятся "сверху”, а должна взращиваться в
недрах образовательной модели в рамках
разнообразных, творческих мастерских, проектных
и деловых игр, свободных дискуссий и при условии
собственной культурной практики каждого
учителя. Вот почему в практике нашей школы
наиболее эффективными являются кафедры
учителей-исследователей. Тренинги по различным
тематикам, составление проектов и авторских
программ. Так постепенно и создается
культуроёмкость образования как полисистема,
которая создает условия для последующих
изменений.
Мы считаем, что в таком случае наиболее
эффективной является следующая модель, к которой
мы стремимся:
Равноправное сотрудничество
педагога и ребёнка в образовательном
пространстве |
|
Освоение культурных образцов
деятельности и интегрированного знания |
|
Индивидуальное образование
на основе интересов и творческой мотивации
ребёнка |
Основные задачи управления видим в
следующем:
1. Анализ деятельности коллектива
- анализ строим только на положительном, на
конкретных фактах и примерах, по сравнению со
своими личными достижениями;
- персональные предложения учителю рекомендуем в
личной беседе, не сравниваем результаты учителя
с чужими, прогнозируем рост каждого учителя.
2.Создание условий труда
- количество совещаний сведено до минимума, что
позволяет анализировать выполнение решений.
Большую целесообразность видим в проведении
тематических семинаров, тренингов по заявкам
учителей;
- распределение учебной нагрузки проводим только
на методических объединениях;
- придаем особое значение научной организации
труда учителя, а, именно, рациональное расписание
уроков, при возможности - методический день для
самообразования, компьютеризируем учебный
процесс и административную работу; а также,
считаем немаловажным, что организацию уборки
учебных кабинетов, ремонт школы производим
силами технических работников; освободили
учителя и администраторов от дежурства по школе.
3.Методическая помощь учителю – это
направление мы выделяем как самое
главное:осуществляем маркетинг и менеджмент
научно-методической работы;
- работу научного методического Совета, кафедр и
методических объединений учителей планируем
совместно обсуждая и выбирая формы и темы;
- обсуждаем и создаем условия для расширения
школьного компонента, дополнительного
образования по выбору с учетом мнения учителей,
учащихся, родителей;
- традиции школы: педагогические чтения учителей,
научные конференции учащихся, обобщение опыта
работы учителей, создание условий для работы
коллектива, поддержка творческого поиска
учителей;
- стимулирование труда учителя за проведение
открытых уроков, проведение семинаров,
педагогические чтения, подготовку призеров
олимпиад, спартакиад, проведение предметных
декад, создание МТБ;
- работа социально-психологической службы
направлена на развитие личности ученика, помощь
родителям, совершенствование деятельности
педагогов.
Простраивая дальнейшую деятельность
ориентируемся на итоги анкетирования:
Критерии |
Цель |
Предлагаемые вопросы |
Итоги: |
Изучение уровня комфортности учителя в
школе |
Выявить уровень комфортности учителя
для регулирования и коррекции методической НУВ
работы |
1. Созданы ли благоприятные условия
работы учителя в школе? 2. Устраивает ли вас
микроклимат в количестве?
3. Благоприятствует ли атмосфера творческому
поиску?
4. Влияют ли руководители школы на ваше
настроение?
5. Способствует ли проведение разнообразных
форм методической деятельности вашему желанию
работать? |
Комфортное состояние у – 74% опрошенных
(оптимальный уровень); 26% допустимый уровень;
критический уровень не выявлен |
Вывод: выявление в результате
диагностики уровня комфортности учителя в школе,
профессиональной готовности, отношения к
инновационной деятельности позитивны, что
соответствует положительным результатам, может
быть взято за основу для дальнейшего
продвижения.
Обновление методов руководства предполагает,
на наш взгляд, в первую очередь создание
морально-психологического климата,
стимулирующего педагогов на активное участие в
реализации программы развития, разработку
механизма стимулирования, создание условий
благоприятных для раскрытия творческого
потенциала каждого педагога, предоставления
возможностей для реализации своих
профессиональных планов. С этой целью мы
планируем изучение личностных особенностей
педагогов, их интересов, запросов,
профессиональных планов.
Кроме того, обновление предполагает, на наш
взгляд, демократизацию управления,
проявляющуюся в переходе на более низкие уровни
оргструктуры (уровень учителей, учащихся,
родителей) при принятии решений. Постепенный
отказ от методов административного воздействия
на людей и переход на методы, ориентированные на
знание мотивов, потребностей, интересов
конкретных личностей; освоение демократического
стиля руководства.
Учитывая особенности педагогического
коллектива, в большинстве своем положительно
реагирующих на внедрение инноваций, а также
определенной части опытных учителей со своими,
давно устоявшимися традициями и их естественным
сопротивлением введению новшеств, мы придаем
серьезное значение совершенствованию стиля
руководства во всех звеньях структуры
управления, учитывая, подтвержденную опытом
тесную связь между стилем руководства и
эффективностью деятельности коллектива.
Тема школы "Саморазвитие личности как
содержание образования” разрабатывается
практически всеми структурными подразделениями.
Можно проследить разработанность данной
проблемы различными аспектами и локальными
разработками в содержании образования школьного
компонента:
спецкурсы "Наш мир и я”, "Традиции народов
России”, "История земли Иркутской”,
"Славянская мифология” и другие, что
соответствует задачам программы развития школы
– апробирование различных авторских наработок.
Умение видеть проблемы, выстраивать пути их
решения дает нам основания утверждать, что
коллектив школы ушел от традиционного
управления, и внедряет рефлексивное управление. /
Рефлексивное управление связано с такими
факторами влияния на развитие личности, при
которых человек осознает смысл своей
деятельности, своей миссии. /
Мое убеждение: только творчество создает среду
образования.
Выводы:
Какие изменения произошли в управлении
– возможность проявления инициативы каждым
членом педагогического сообщества на различных
уровнях
Проблемы в управлении: невозможность
создания бодрой жизнерадостной атмосферы,
привязывающей педагога к деятельности классного
руководителя и максимально способствующей
педагогическому творчеству ввиду большой
загруженности педагогов учебной нагрузкой,
недостаточной оплаты работы классного
руководителя, недостаточной компетентности
педагогов в области организации воспитательного
процесса.
Сильные и слабые стороны
+ коллегиальность в руководстве, чуткость и
отзывчивость к людям, постоянная связь с детьми и
коллегами, внимание к интересам и нуждам коллег,
сотрудников, поощрение творческой инициативы и
самостоятельности работников.
- нечеткое распределение обязанностей и личной
ответственности, неумение организовать
системность и строгий порядок в работе, неумение
требовать своевременного исполнения поручений.
Достичь высокой культуры управления можно,
только расширяя разнообразный опыт
демократической жизни в школах. Практики
школьного самоуправления и обеспечивая
открытость и демократизм принятия всех
управленческих решений сверху донизу.
|