Цель: развитие навыков выделения
главной мысли в тексте.
ХОД УРОКА
I. Повторение.
(Удивительно, как быстро мы забываем.
Единственный способ удержать знания в памяти –
это повторение.)
– Умение самостоятельно работать с
учебником и любой другой книгой необходимо не
только тогда, когда вы сидите за партой:
приобретать знания самостоятельно придется всю
жизнь. Из чего же складывается это умение?
Усвоить текст – это значит прежде всего понять и
запомнить его. Что такое запомнить текст,
понятно: пересказал без потерь – значит,
запомнил. А что такое понять содержание текста?
Прочитав заданный материал, поняв его
и хорошо запомнив, вы оказываетесь у доски. Пока
вы пересказываете выученное, все идет прекрасно.
Но вот учитель начинает задавать вопросы. И
происходит нечто неожиданное для вас: на
некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто
бы усвоенному материалу, вы ответить не можете.
Почему? И возникает сомнение: а поняли ли вы
текст? Стало быть, нет!
Как же надо работать с текстом, чтобы
глубже его понимать и легче запоминать? На
прошлых уроках мы с вами сконструировали модель
«идеального читателя». Какова
последовательность работы «идеального
читателя» с текстом?
(1-й этап. Работа до начала чтения.
2-й этап. Работа во время чтения.
3-й этап. Работа над текстом после
прочтения.)
– Что включает в себя работа до начала
чтения? (Работу с заголовком. Заголовок – это
«входная дверь» текста. Мысленная обработка
заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора.
Прочитав заголовок, «идеальный читатель»
спрашивает себя: «О чем здесь пойдет речь? Что мне
предстоит узнать?».
Работу с эпиграфом. Эпиграф –
полномочный представитель главной мысли. Наряду
с заголовком верное прочтение эпиграфа –
«пусковой» момент на пути к главной мысли: ведь
эпиграф чаще всего выражает мысль текста
обобщенно, иносказательно.)
– Обратимся к работе читателя на 2-м
этапе, т.е. по ходу чтения. К уроку по этой теме мы
подобрали эпиграф:
Моя отрада – мысленный полет
По книгам, со страницы на страницу.
(Гете)
У этого этапа работы свой стержень,
основное направление чтения. Это диалог с
текстом. Что значит вести диалог с текстом?
(Если читатель не безразличен к
содержанию текста, то по ходу чтения у него
возникают вопросы: почему? Что из этого следует?
Постановка этих вопросов и нахождение ответов на
них ведут к пониманию причинно-следственных
отношений, пронизывающих текст.)
– После того как диалог с текстом
закончен, «идеальный читатель» начинает работу,
относящуюся ко всему тексту в целом. Что же он
вначале выделяет в тексте?
II. Объяснение нового материала.
Выделение главной мысли.
– Представим себе, что вы научились
беседовать с текстом. Достаточно ли этого для
полного понимания материала? К сожалению, умение
вести диалог с текстом не всегда приводит к
основному результату понимания – выделению
главной мысли. В тексте может быть воплощена не
одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных
или организованных иерархически. Даже самый
маленький текст может содержать не одну
значительную мысль. Приведу в качестве примера
анонимную испанскую эпиграмму XVIII века:
Как отношусь я к королю?
Да так же, как и все на свете.
Я от души его люблю
Изображенным на монете.
В этих четырех строчках по крайней
мере две мысли. Первая: автор эпиграммы так же,
как и все на свете, любит короля только после его
смерти. (В Испании тех времен изображения на
монете чеканились только после смерти короля.)
Вторая – что это любовь на самом деле не к королю,
а к деньгам.
В развернутых текстах может быть много
мыслей с разными уровнями обобщения – от
обобщения в контексте данного произведения до
обобщения на уровне общечеловеческих духовных
ценностей.
Проникновение в наиболее важные мысли
авторов зависит от личности читателя: от его
возраста, характера, жизненного опыта,
социального положения, жизненных установок,
культурного уровня и, в частности, способности к
обобщению.
Известный педагог прошлого В.И.
Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам
басню Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы
дети пришли к выводу о ценности трудолюбия, а
легкомыслие осудили. Но учеников растрогала
судьба бедной стрекозы. Они говорили: «Муравей
такой жестокий! Конечно, он прав, что заранее
подумал о зиме, он трудился. Но стрекоза такая
красивая! И что плохого она сделала? Пела все лето
и прыгала. Так ведь весело было! Летом под каждым
ей листком был готов и стол и дом.
О различии в понимании одних и тех же
произведений людьми разного возраста хорошо
сказал один из восточных мудрецов: «Читать книгу
в юности – все равно что глядеть на луну через
щелку. Читать книги в зрелости – все равно что
смотреть на луну посреди своего двора. Читать
книги в старости – все равно что любоваться
луной с высокой открытой террасы. Потому что
глубина проникновения в прочитанное
соответственна накопленному жизненному опыту». (Ч.Чжан.
Тени спокойных снов // Листая вечные страницы. М.,
1983. С. 132.)
Значит ли это, что основной смысл
произведения есть нечто лишенное объективного
значения и зависит от субъективного подхода
читателей? Отнюдь нет. Различия, которые
появляются при прочтении одного и того же
произведения разными людьми, колеблются только в
тех пределах, которые «задает» текст. Ничего
чуждого тексту не может быть ему навязано.
Чтобы научиться и приучиться выделять
главную мысль, надо развивать «умственную
механику», несущую ответственность за выделение
главной мысли.
III. Тренировочные задания.
Раздел I. Здесь представлены
тексты, в которых главная мысль выражена словами,
и ее надо найти.
Задание 1. Найдите в тексте
строчки, выражающие главную мысль.
Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает оно печальным, – сказал он.
– Бывает жестокосердным, – сказал он.
– Бывает оно отчаянным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым...
Море – как человек!
(Расул Рза)
(Море бывает разным. Море – как
человек!)
Задание 2. Найдите в тексте слова,
выражающие главную мысль, и объясните их
значение.
В ЛЕСУ
Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки...
Ой! –
Глаза у страха
велики.
(В.Левановский)
(Глаза у страха велики.)
Раздел II. В этом разделе
предлагаются тексты, в которых главная мысль
вытекает из содержания, но не сформулирована
прямо. Надо ее вывести и выразить своими словами.
Задание 1. Объясните главную
мысль этих стихотворений.
ЯБЛОКО
С возу яблоко упало
и, как водится, пропало,
потому что не попало
ни в повидло,
ни в компот.
Хорошо, что не попало,
превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
видишь – яблоня растет!
(В.Левановский)
(В этом стихотворении речь идет о том,
что не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а
надо радоваться, если своя потеря оборачивается
чем-то хорошим для других людей.)
СОЛНЫШКО
Я слышал:
Ежонка ежиха
Звала – зазывала домой,
Шептала спокойно и тихо:
– Мой гладенький,
Мягонький мой...
Качала
Жучиха жучонка,
Качала
Под вишней в тени
И пела протяжно и тонко:
– Мой беленький мальчик,
Усни...
Зайчонка зайчиха
Будила:
– Ну что же ты, львенок мой,
Спишь?
Пойдем на охоту, мой милый,
Мой сильный,
Мой храбрый малыш...
А мы с тобой
Весело пляшем,
Цветы собираем во рву.
И я тебя
Солнышком нашим
И радостью нашей
Зову.
(Д.Блынский)
(Главная мысль этого стихотворения в
том, что все мамы на земле очень любят своих детей
и считают их самыми лучшими.)
Задание 2. Объясните, в чем суть
лечения, которое доктор рекомендовал больному.
САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ РЕЦЕПТ
Англичанин Роберт Тибсон давно
страдает от своей полноты. Тем более что
большинство его друзей и знакомых –
классические англичане, сухие и худощавые – все
время над ним подтрунивают.
Врач, к которому решил обратиться за помощью
Тибсон, сказал: «Я вас научу одному очень
простому упражнению, и вы быстро обретете форму».
«Как, доктор, – удивился Тибсон, – всего одно
упражнение? Вы шутите? Не поможет...»
«Поможет, и очень быстро.
Всякий раз, когда вам предлагают что-нибудь
вкусное, отрицательно покачайте головой. Каждый
раз повторяйте это движение, не ленитесь!
Уверяю вас: очень скоро вы скинете лишний вес.
Мой рецепт – самый новый, не сомневайтесь!»
(Доктор с большим юмором рекомендует
толстяку поменьше есть.)
IV. Работа с текстом.
Многие писатели и ученые строят тексты
так, «чтобы словам было тесно, мыслям –
просторно» (Н.Некрасов). Из таких текстов можно
вычерпать больше содержания, чем на первый
взгляд заключено в словах.
(Предлагаемый учащимся текст, как и
все уже предложенные тексты, имеется у каждого
ученика.)
Две с половиной тысячи лет назад жил
царь Кир. Он покорил много земель и уничтожил
тысячи вражеских воинов.
Об этом царе можно прочитать в каждом учебнике
истории.
В это же время на маленьком острове посреди
Средиземного моря правил своим народом король
Пансо. Он ничего не завоевывал, никого не
уничтожал, и учебники истории не упоминают о нем.
Только старая-старая притча донесла до нас его
имя.
Однажды, рассказывает притча, разразилась буря, и
корабль царя Кира поспешил укрыться в тихой
бухте маленького зеленого острова. Царь Кир
оказался во владениях короля Пансо. Киру
захотелось узнать, по каким законам живет народ в
этом королевстве. В это время к королю Пансо
пришли двое жителей с просьбой рассудить их.
«Король Пансо! – сказал один из пришедших. – Я
купил у этого человека пустошь, стал там рыть
землю и нашел клад. – Возьми себе, – говорю я ему,
– этот клад: я купил у тебя пустошь, а не золото».
Другой отвечал: «Я, как и ты, боюсь греха
присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе
со всем, что в ней находится, от недр земных до
высот небесных». «Имеешь ли ты сына?» – спросил
король одного из них. «Имею». «А у тебя дочь есть?»
– спросил король другого. «Есть». – «Пожените их,
а клад отдайте им в приданое». Видя удивление
царя Кира, король Пансо спросил его: «Разве
нехорошо я рассудил этих людей? А как в вашей
стране решили бы подобный спор?» – «Я, – ответил
Кир, – отрубил бы обоим жалобщикам головы, а клад
забрал бы в царскую казну». – «Светит ли солнце в
вашей стране?» – спросил Пансо. «Светит», –
ответил Кир. «И дожди идут?» – «Идут». «А есть ли
скот у вас?» – «Есть». – «Проклятия достойны люди
у вас», – тихо сказал Пансо, бесстрашно глядя в
глаза грозному царю. (А.Шаров).
– Что вам непонятно в этом тексте?
(Повторяю этот вопрос 3 раза. К сожалению, новое,
незнакомое слово проскальзывает мимо сознания
учеников, не вызывает желания узнать, что это
такое. Ученик должен понимать каждое слово,
каждое словосочетание, каждый фразеологический
оборот, входящий в текст. Если ученики ответят,
что им все понятно, можно спросить у них, кто
такой царь Кир, что означают слова притча, бухта,
пустошь и т.д., сочетание грех присвоения
чужого...)
– А теперь расскажите как можно больше
о каждом из правителей и о жизни их народов,
ничего не «присочиняя», но и ничего не упуская из
виду.
Вариант ответа из сочинения школьника,
данный авторами книги «Когда книга учит». (Г.Г.
Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Когда
книга учит. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. С. 95.)
Великий и грозный царь Кир уничтожил
тысячи жителей в землях, которые он завоевал. Но и
его народ потерял в этих завоеваниях много
здоровых и сильных юношей. Власть царя Кира была
страшной для его подданных: он мог обобрать и
убить любого ни в чем не повинного человека. Его
народ был задавлен и несчастлив, и великие победы
Кира ни в малейшей степени не облегчали жизнь
простых людей.
Во владениях короля Пансо народ был добрым и
честным и не терял сыновей в завоевательных
войнах. Люди шли к своему королю открыто и
доверчиво, и он разрешал их споры справедливо и
доброжелательно. Это был небольшой, небогатый, но
счастливый народ.
Приведу отрывки из сочинений моих
учеников.
«Жил великий и грозный царь Кир. Он
завоевал много земель и уничтожил тысячи
вражеских воинов, не пощадив и мирных жителей.
Кир был жестоким, жадным. Победы тешили его
самолюбие. И народ, которым правил он, достоин
своего царя. Как сказал король Пансо: «Проклятия
достойны люди у вас...» (Яковлева Т.)
«...Он был жесток не только с врагами, но
и со своим народом. Его "великие” победы не
принесли счастья простым людям. Сколько матерей,
наверное, оплакивало своих сыновей, павших на
войнах, затеянных Киром из-за непомерного
честолюбия!..» (Московская Е.)
«Кир был очень жестоким, уничтожил
тысячи вражеских воинов, жителей в покоренных
землях. Мне кажется, что его народ очень боялся
своего правителя. В тексте говорится, что Кир
отрубил бы головы жалобщикам. Его народ жил в
страхе. Кир умел только убивать.
Король Пансо был справедливым, добрым, поэтому
люди шли к нему с просьбой рассудить их в том или
ином споре. Его народ радовался солнцу, дождю...
Боялся греха присвоения чужого, т.е. жил по
божеским законам. Всякая война начинается с
желания присвоения чужого, поэтому и не затевал
войн король Пансо...» (Максимова Е.)
«Король Пансо справедливо рассудил
жалобщиков, только об одном не подумал: полюбят
ли друг друга их дети? Женитьба не по любви может
привести к несчастью...» (Павлова Т.)
«Я думаю, что счастлив народ этого
маленького острова посреди Средиземного моря,
потому что им правит король Пансо. Король Пансо
не воюет со своими соседями. Люди живут в мире.
Народ не теряет своих сыновей в войнах. Он
радуется солнцу, дождю. Люди в этом королевстве
честны, боятся греха присвоения чужого...» (Васильев
О.)
V. Задание на дом.
Расскажите более подробно о каждом
из рабочих, описанных в тексте.
Один путешественник проходил мимо
большой стройки, на которой трудилось множество
рабочих. Он остановил одного рабочего, который
вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что
ты делаешь?». «Разве ты не видишь? – ответил тот.
– Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!».
Затем путешественник задал этот же вопрос
второму рабочему, который вез такую же тачку. «Я
зарабатываю хлеб для семьи», – с достоинством
ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же
тачкой на тот же вопрос путешественника гордо
ответил: «Я строю прекрасный храм!». |