Для успешной работы методического объединения классных руководителей
необходимо понять, какие существуют проблемы у этих педагогических
работников, и кто поможет их решить. Возможно, будет необходима
поддержка и помощь не только председателя методического объединения, но и
методистов районного методического объединения. Также важно осознать,
какого рода помощь будет необходима – теоретическая или практическая.
Только после этого можно спланировать работу методического объединения.
Необходимо определить, на каком уровне находится работа по классному
руководству в школе и какие затруднения испытывают педагоги в своей
работе. Это позволит заранее спланировать темы заседаний методического
объединения и продумать, кого придется на них пригласить или к чьей
помощи обратиться. Только при таком подходе можно добиться хороших
результатов и удовлетворенности своей работой.
Предлагаемая анкета, надеюсь, поможет вам в этом. При ее составлении
частично использован опыт Ульяновского государственного педагогического
университета.
Анкета "Современный классный руководитель"
Класс __________
1. Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять классное руководство в школе?
- Учитель-предметник;
- освобожденный классный руководитель (воспитатель);
- куратор параллели классов;
- кто-то еще (укажите) _________________________________________
2. Есть ли в школе документы, определяющие работу классных руководителей?
- Да (укажите какие) __________________________________________ ;
- нет.
3. В каком виде в школе представлены функции классного руководителя?
- Функции есть, прописаны и официально утверждены;
- функции есть, разработаны педагогическим коллективом школы;
- функции есть, взяты из официальных документов или использован опыт других школ;
- прописанных и утвержденных функций нет, но в школе существует
устоявшееся мнение о том, что входит в обязанности классных
руководителей;
- определенных представлений о функциях классных руководителей нет.
4. Если у Вас возникают затруднения, связанные с работой классного
руководителя, к кому (чему) Вы обращаетесь за помощью, поддержкой?
- К другим учителям;
- к администрации школы;
- к методической литературе;
- к методистам;
- к Интернету;
- не обращаюсь за помощью.
5. Насколько Вы удовлетворены работой со своим классом?
- Получаю полное удовлетворение от своей работы классным руководителем;
- частично доволен (довольна), хочется сделать лучше, но необходима помощь;
- не получаю никакого морального удовлетворения.
6. Какие из перечисленных ниже видов деятельности администрация
требует от классных руководителей выполнять систематически, а какие
эпизодически?
Виды деятельности
|
Систематически
|
Эпизодически
|
Ведение классной документации
|
Контроль учебной деятельности учащихся
|
Проведение классных часов
|
Изучение, диагностика школьников
|
Индивидуальная работа с отдельными школьниками
|
Организация участия класса в школьных мероприятиях, делах
|
Посредническая работа с учителями-предметниками
|
Проведение родительских собраний
|
Индивидуальная работа с родителями (в т. ч. посещение на дому)
|
Организация дежурства в классе
|
Организация дежурства по школе
|
Организация питания школьников
|
Организация классного самоуправления
|
Организация досуга в классе, классных праздников
|
Другие требования (укажите какие)
|
7. Предусмотрены ли официально в школе формы материального или морального стимулирования деятельности классных руководителей?
- Да и систематически применяются;
- да, но применяются редко;
- нет.
Если ответ "да", укажите какие именно ___________________________ .
8. Какую документацию по классному руководству Вы ведете (кроме
классного журнала, личных дел, плана воспитательной работы)?
_____________________________________________________________________________
.
9. Из каких источников Вы узнаете о нововведениях в воспитательной работе?
Периодические издания (укажите какие) _______________________ ;
- методическая литература, монографии;
- в методкабинете;
- от своих коллег;
- в Интернете;
- не интересуюсь этим вопросом.
10. Помощь каких специалистов Вам необходима и будет полезна?
- Школьного психолога;
- социального педагога;
- администрации школы;
- другое (укажите) ____________________________________________ .
11. Какому виду деятельности Вы уделяете больше времени?
- Организаторская работа;
- работа непосредственно с учениками;
- работа с документами;
- работа со взрослыми (родители, администрация, учителя-предметники).
12. Насколько часто у Вас как у классного руководителя возникают
конфликты? Выберите оценку и поставьте знак "+" в соответствующей
колонке:
Категория конфликтов
|
Часто
|
Иногда
|
Редко
|
Не бывает
|
С классом
|
С родителями учеников
|
С отдельными учениками
|
С администрацией
|
С учителями
|
13. Какие цели и задачи были самыми важными для Вас в прошедшем
учебном году (не обязательно записанные в плане)?
______________________________________________
14. Какие профессиональные затруднения Вы испытываете в работе классного руководителя?
Диагностика (личности, классного коллектива, уровня воспитанности и т. д.);
- анализ и самоанализ;
- планирование воспитательной работы;
- профориентационная работа;
- работа с родителями;
- внутришкольное взаимодействие;
- самоуправление;
- новые педагогические технологии;
- работа с трудными учащимися;
- другое (укажите) ____________________________________________ .
15. Какие формы деятельности классного руководителя Вы используете
систематически, какие эпизодически? Если не используете ту или иную
форму, то ставьте прочерк.
Формы работы
|
Систематически
|
Эпизодически
|
Организационный классный час
|
Тематическая беседа с классом
|
Экскурсия
|
Встреча с интересными людьми
|
Классные праздники
|
Беседа с отдельными школьниками
|
Диспуты, дискуссии
|
Интеллектуальные игры, конкурсы
|
Деловые игры
|
Тренинги
|
Клубные формы общения
|
Театральные постановки
|
Походы
|
Дальние поездки
|
Посещение театра, концерта
|
Спортивные игры и занятия
|
Коллективное планирование и анализ дела
|
Выпуск стенгазет
|
Анализ ситуаций, случаев, происшествий
|
Другие формы (укажите какие)
|
16. Так ли уж необходимо школе методическое объединение классных руководителей?
- Да, необходимо, помогает в работе;
- пользы методическое объединение не приносит;
- методическое объединение необходимо, но нужно изменить его работу;
- мне все равно.
17. Ваши предложения по вопросу организации методического объединения классных руководителей:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обработка результатов анкеты проводится путем анализа ответов и выделения в соответствии с ними проблемных зон.
Для определения, насколько грамотно педагог распределяет свое время,
можно предложить ему задание "Хронометраж". В течение одной недели
проводится хронометраж времени, затрачиваемого на различные виды
деятельности классного руководителя, используя следующую таблицу:
Понедельник
|
Вторник
|
…
|
Воскресенье
|
Примечания
|
Что делали
|
Время
|
Что делали
|
Время
|
Что делали
|
Время
|
Пример заполнения:
Понедельник
|
Вторник
|
Что делали
|
Время
|
Что делали
|
Время
|
Беседа с М.
|
10 мин
|
Составление текущего плана работы
|
20 мин
|
Разговор с учителем физики
|
10 мин
|
Работа с активом класса
|
30 мин
|
Классный час
|
50 мин
|
Индивидуальная встреча с родителями М.
|
30 мин
|
Проверка дневников
|
20 мин
|
Подготовка экскурсии
|
10 мин |
|