ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- воспитание художественной культуры учащихся,
как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.
культуры мироотношений, выработанных
поколениями;
- развитие художественно-образного мышления:
- наблюдательности, умения вглядываться в
явления жизни,
- фантазии, т.е. способности на основе развитой
- наблюдательности строить художественный образ,
- выражая свое отношение к реальности;
- учить основам эстетической отзывчивости,
способности к эмоциональному
уподоблению-проживанию художественного образа.
ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:
Выполнить объемную игрушку с карманом,
эстетично оформив ее, применяя изученную
технологию изготовления, последовательно и
грамотно работая с инструкционной картой.
МЕТОД РАБОТЫ: наглядно-иллюстрированный.
ФОРМЫ РАБОТЫ: беседы, практическая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
учащихся: клей, кисти, краски, ножницы, нитки,
иголки, игольницы, синтетический мех, поролон,
картон, коробочки для мусора, шаблоны выкройки,
инструкционные карты
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстративный материал по
анималистической игрушке, таблицы графического
изображения игрушек, готовые образцы изделий.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: пословицы, поговорки, загадки
стихи о животных.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: детские песенки из
мультфильмов, сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Проверка готовности
к занятию.
2. Повторение пройденного материала.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Практическая работа (техника безопасности).
6. Обобщение полученных знаний. Подведение
итогов занятия.
КОНСПЕКТ
Организационный момент:
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Здравствуйте, мои дорогие мастерицы!
- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к
работе. Сегодня нам понадобится: клей, кисти,
краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань,
мех, поролон, картон, коробочки для мусора.
- Скажите, пожалуйста, как надо правильно
организовать свое рабочее место?
-Рабочее место для шитья должно быть хорошо
освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до
работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не
развивалась близорукость;
Руки во время шитья держат на весу.
Каждый инструмент должен находиться на своем
месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в
коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу
лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы
ее легче было найти;
После окончания работы инструменты нужно
убрать в рабочую коробку.
Повторение пройденного:
- Прежде чем перейти к изучению нового
материала, давайте повторим пройденное.
- При изготовлении поделок мы часто пользуемся
разными видами швов. Вспомните и назовите их.
- "Вперед иголку”
- "Назад иголку”
- "Строчка”
- "Через край”
- "Подрубочный”
- "Петельный”
- "Потайной”
- "Стебельчатый” и др.
Объяснение нового материала:
- Давайте мысленно пройдемся по своему дому и
приглядимся, что же в нашем доме сделано
мастерами?
- Все.
- Оказывается, все предметы в доме выполнены
мастерами, иначе не было бы и самого дома. И ваши
игрушки в доме, тоже созданы мастерами. Этих
мастеров мы назовем по-своему:
мастер-придумывания, мастер-конструирования и
мастер-украшения.
Таковыми мастерами будете сегодня вы, дорогие
девочки.
- Как вы думаете, эти мастера создают игрушки
только для того, чтобы ими играли?
- Нет.
- А еще для чего?
- Чтобы ими украсить дом.
- Правильно. Игрушками можно украсить
какую-либо комнату, прихожую, детский уголок для
игр.
- А могут ли быть игрушки не просто украшениями,
но и нести в себе какую-нибудь полезную
направленность?
- Конечно. Они могут служить вам помощниками для
соблюдения порядка в доме. Для поддержания
чистоты. Они могут использоваться как
декоративные карманы, в которых можно хранить
ваши вещи: расчески, различные щетки, косметику,
разнообразные заколки, канцелярские
принадлежности и даже более крупные личные вещи,
такие как носки, варежки, перчатки и др.
- Вот такие игрушки с карманами мы и будем
сегодня с вами выполнять. А именно это будут три
игрушки, предложенные вам на выбор-зайчик,
собачка и медвежонок (показать наглядно).
- Ну, а так, как это игрушки-зверюшки, то мы
немного поговорим и об этом.
- Художники в своих произведениях искусства:
живописи, графике, скульптуре и
декоративно-прикладном искусстве часто
используют изображение животных. Этот жанр в
искусстве называется анималистическим.
АНИМАЛИСТ-художник, изображающий животных.
- Особенно часто этот жанр используется в
иллюстрациях к сказкам, басням, детских книжках.
А, именно, в детских книжках можно много найти
пословиц, поговорок и стихов про животных. Вот
послушайте несколько небольших детских стишков
о животных, которых нам предстоит выполнять
сегодня:
Что для зайца стометровка,
Как стрела летит косой.
Вот, что значит, тренировка,
Вместе с тренером-лисой.
Мишка в улей влез и вот,
С лапы каплет сладкий мед.
Я над ним смеяться начал
"Медвежонок насвинячил” -
- Что за шутки! – тот ответил -
- Я медведь, я намедведил!
- Очень известный детский писатель Евгений
Чарушин не только писал свои рассказы о животных,
но и сам как художник-анималист рисовал
иллюстрации животных для оформления своих
детских книжек (показать несколько книжек
Е.Чарушина)
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) написал около 50
книг для детей, в основном из жизни животных.
Чарушин был едва ли не единственный в своем роде
писатель-анималист для маленьких детей,
счастливо соединивший в одном лице талантливого
литератора и живописца. В его рассказах образы и
ритмы литературного текста сливаются с их
живописным выражением.
Евгений Иванович Чарушин иллюстрировал и
произведения В.В.Бианки, С.Я.Маршака,
К.И.Чуковского. Жил и работал в Ленинграде. Все,
что рисовал художник, он очень хорошо знал. В доме
родителей, а позднее и в его доме всегда жили
собаки, кошки, птицы. С детства он любил животных,
внимательно наблюдал за ними, знал их характеры и
повадки, много и охотно рисовал. Созданию детской
книге о животных Е.И.Чарушин посвятил всю свою
жизнь. Его работа получила высокую оценку- ему
было присвоено звание заслуженного деятеля
искусств РСФСР.
Творчество Е.И.Чарушина, проникнутое любовью к
животному миру и природе, нашло признание как в
нашей стране, так и за рубежом.
Литература о творчестве Е.И.Чарушина:
Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Е.И.Чарушин. Л., 1960;
Гроденский Г. Е.Чарушин. Л., 1962; Ганкина Э.
Искусство, отданное детям. – Искусство, 1965, № 6;
Ганкина Э. Феномен Чарушина.- В мире книг, 1975, № 2;
В.Курдов Вместе с Чарушиным. – Детская
литература, 1975, № 9.
- Искусство других художников-анималистов:
Ватагина, Горлова, Рачева
отличается тонким знанием животного мира,
остротой характеристики и декоративной
выразительностью образов.
Художники-анималисты наделяют животных
чертами, присущими человеку, его поступками,
переживаниями, т.е. животные "очеловечиваются”.
- В современной анималистической игрушке
заметны новые приемы. Художники стремятся
обновить характер игрушек, сделав их более
привлекательными для ребят, занимательными в
игре.
Сказочные животные стали более выразительными
по форме и декоративной раскраске, отказавшись
от натуралистического решения животных, авторы
ищут решения, близкие к народным.
Образцы промышленных игрушек из пластмассы,
резины, синтетического меха и ткани,
разработанные художниками, подкупают своей
выразительностью. Они очень просты по форме,
лиричны, в них чувствуются народные традиции.
Обратите внимание на условность (стилизацию)
решения моделей игрушек, которые нам предстоит
сделать сегодня.
СТИЛИЗАЦИЯ – применение условной декоративной
формы, т.е. изменение, упрощение природных форм
для составления объекта.
Игрушки из меха наделены чертами маленьких
детей, они трогательны, забавны, неуклюжи, озорны.
Заяц, собачка и медвежонок, которых вы будете
делать тоже малыши, т.к. у них большая голова,
длинные уши, маленькие лапки.
Разные по цвету и форме пуговички глаз и носа
сразу преображают поделку, и животные как бы
оживают.
Этих зверюшек можно выполнять в разных
вариантах. Мы же сегодня будем делать их по одной
и той же выкройке, чуть изменяя форму ушей цвет,
украшения на карманах и фактуру меха, но по
вашему выбору.
- Так, белый и светлый мех лучше подойдет кому?
- Зайчику.
- Правильно, т.к. нам привычнее видеть зайчика
светлым.
- Мех с длинным ворсом лучше для кого?
- Для собачки, т.к. собаки бывают и
длинношерстные и короткошерстные.
- А для медвежонка лучше выбрать мех с коротким
ворсом.
- А сейчас, зная характерные черты животных и их
повадки, немного отдохнем, поиграем.
ИГРА - "Загадки”:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
- Кто это? (собака)
Просыпается - весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Кто это? (медведь)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета.
- Кто это? (заяц)
- Итак, девочки, выскажите сейчас свое отношение
к этим зверюшкам, сделайте свой выбор – кого вы
решили сегодня сделать своими руками и обоснуйте
свою симпатию.
- (ответы учащихся)
Практическая работа
- Сейчас вы будете выполнять выбранную вами
игрушку. Надо постараться сделать ее так, чтобы
все поняли, что каждый из вас любит свою
игрушку-зверюшку и чтобы сделать ее красиво и
качественно нужно создать для себя все условия
для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте
вспомним о технике безопасности при работе с
тканью (Инструкция по охране труда при работе с
тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами
(Инструкция по охране труда при работе с
электрическим утюгом ИОТ – 024-2005)
(инструкции прилагаются)
- Сейчас прослушайте инструктаж по технологии
изготовления данных игрушек:
(Прочитать учащимся "Инструкционную карту” - прилагается,
которая будет выдана каждому учащемуся )
- Мы с вами очень долго слушали, немного устали,
поэтому проведем небольшую физическую
разминочку:
Физкультминутка –
Каждый день, по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по-порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
- Переходим непосредственно к нашей
практической части. А для того, чтобы вам было
интереснее работать, включаем веселые детские
песенки из детских мультфильмов и сказок, в
исполнении разных артистов.
(включить музыку)
Детям выдаются "Инструкционные карты”, лекала
выкройки. Они зарисовывают их в свои альбомы,
затем вырезают их, раскладывают на ткани,
раскраивают и продолжают работать по
"Инструкционной карте”.
При желании дети могут изменить положение и
форму туловища игрушки или придумать свои
варианты.
Подведение итогов занятия:
- Давайте посмотрим, какими мастерами -
придумывания, конструирования и украшения были
сегодня вы. Какие произведения искусства
создали.
Создаем выставку из выполненных только что
игрушек. Каждая маленькая мастерица
представляет свою поделку и характеризует ее,
какая получилась зверюшка - добрая, злая,
грустная, веселая и др. Учащиеся высказывают свое
мнение о созданном ею произведении
искусства. Говорят о том, нравятся ли им их
изделия и почему. Высказывают свое мнение, то ли у
них получилось, о чем они мечтали. Дети
обмениваются мнением и о поделках подруг, о
проведенном занятии, благодарят всех
присутствующих и высказывают свое желание для
следующей работы.
- Спасибо всем. Всего вам доброго. До следующей
встречи.
ПРАВИЛА РАСКРОЯ, СОЕДИНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
ДЕТАЛЕЙ ИГРУШЕК.
|