Выполнение творческих проектов занимает в
программе образовательной области
"Технология” ведущее место.
Под творческим проектом мы понимаем
учебно-трудовое задание, которое активизирует
деятельность учащихся, в результате которого ими
создается продукт, обладающий субъективной и
объективной новизной. В основе создания
творческого проекта лежит процесс творчества
учителя и ученика.
Слово "творчество” происходит от слова
"творить”, т.е. "искать”, изобретать и
создавать нечто такое, что не встречалось в
прошлом опыте. Поисковая творческая
деятельность создает все материальные и
духовные ценности. Элементы творчества могут
присутствовать в самых различных видах
деятельности человека: пошиве одежды,
приготовлении пищи, рукоделии и т.д.
В основе творчества лежит система творческого
воспитания, которая обусловлена двумя основными
принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их
творческие замыслы, тем больше они предъявляют
требований к себе. Рассматривая процесс
творчества, я обращаю внимание на формирование
творческого климата среди учащихся, наличие у
учащихся творческих способностей и определение
творческой личности. Творческие способности
присущи любому ребенку, только их нужно вовремя
раскрыть и развить. Логика подтверждает, что чем
больше идей порождает человек, тем больше шансов,
что среди них будут хорошие идеи.
Творчество школьников по самой природе –
деятельность кооперативная, которая
осуществляется при непосредственном участии
педагога. Ученик чувствует себя творцом, он
создает продукт своего творчества, который
доставляет радость и ему и взрослым. Хороших
результатов можно ожидать только тогда, когда
процесс творчества учащихся имеет серьезную
организацию. Поэтому учитель должен дать детям
необходимые навыки и приемы работы, знания
технологии выполнения изделий, правила
безопасности труда.
Метод проектов позволяет преодолеть типичную
пассивность учащихся, включить всех в совместную
деятельность, в корне изменить отношения
"учитель-ученик”:
- ученик определяет цель деятельности – учитель
помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель
рекомендует источник знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает
возможные формы и методы эксперимента, помогает
организовать познавательно-трудовую
деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует
прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для
проявления активности;
- ученик-субъект обучения – учитель-партнер;
- ученик несет ответственность за результаты
своей деятельности – учитель помогает оценить
полученные результаты и выявить способы
совершенствования деятельности.
Именно такое творчество увлекает, делает
радостным общий труд, дает моральное
удовлетворение, заставляет искать новые формы
самовыражения.
Особенность нашего проекта в том, что он стал
логическим завершением работы на уроках и
позволил каждому участнику проекта проявить
свою индивидуальность, показать свои
способности и умения, которые он получил, а та,
особая атмосфера, пропитанная духом созидания,
сотворчества, вызвала положительные эмоции
учащихся, желание поделиться собственными
открытиями, ожиданием чего-то необычного,
неординарного и интересного.
Ученицами пятого класса был выполнен
интересный, на мой взгляд, проект "Паровозик из
Лефортово”, который полностью отражает и
раскрывает значение творческих проектов.
ОБОСНОВАНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ
Идея данного проекта возникла в связи с
разработкой темы "Красота и комфорт наших
учебных помещений”.
Целью данной работы является создание панно
"Паровозик из Лефортово”.
Мультфильмы смотрят все. И у каждой из нас есть
любимые мультипликационные герои, которых нам
захотелось вышить.
В процессе работы мы поставили перед собой
задачу - создать оригинальное, необычное,
практичное и недорогое панно для любимого
кабинета технологии, проявить свой вкус,
приобретенные на уроках технологии знания и, с
огромным желанием, мы приступили к работе.
Естественно, перед нами возник вопрос: "Из
какого материала мы будем создавать панно?”.
Поскольку, мы все увлечены вышивкой, мы решили
вышить наших любимых мультипликационных героев
и объединить их в одном панно. Вспомнив
мультфильм "Паровозик из Ромашково”, мы
нарисовали паровоз и вагончики и разместили свои
вышивки в окошках вагончиков.
Мы надеемся, что наша работа понравится и будет
полезна для тех, кто любит украшать свой дом
вещами и предметами, выполненными своими руками.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель нашего проекта: точно и четко выполнить
технологические операции, совершенствовать свои
возможности в области ручной вышивки и проектной
деятельности, усвоить приобретенные знания,
оценить проделанную работу.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
- Обоснование возникшей проблемы и потребности.
- Определение конкретной задачи и ее
формулировка.
- Выявление основных параметров и ограничений.
- Выявление традиций, истории, тенденций.
- Выбор оптимального варианта.
- Выбор инструментов, приспособления,
оборудования.
- Технологическая последовательность выполнения
работы
- Организация рабочего места.
- Экономическое и экологическое обоснование
- Выполнение технологических операций
- Контроль качества. Коррекция.
- Оформление проекта.
- Оценка проделанной работы
- Защита проекта.
СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ
Вышивание – это украшение ткани цветным
орнаментом. Этот вид ремесла уходит с корнями в
глубокую старину. Вышивкой еще в XV – XIV веках до
н.э. занимались мастерицы Древнего Египта.
Вышивка – это увлекательный процесс, хотя и
кропотливый. Вышитые своими руками подарки
всегда приятно дарить. Любое творчество
развивает у человека способности к восприятию
искусства и чувство самовыражения.
Ремесло художественной вышивки издавна
существует в самых разных странах и везде имеет
свои особенности. Влияние на орнамент, на стиль,
на технику оказывают и национальные традиции
народа, и религиозные устои, и время, в которое
вышивка создавалась.
Традиции вышивального искусства постоянно
развивались в XIV – XVII вв. Вышивка приобретает еще
более широкое распространение в украшении
костюма, предметов обихода. Золотыми и
серебряными нитями в сочетании с жемчугом и
самоцветами вышивали церковные облачения,
богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр.
Цветным шелком и золотыми нитями вышивали также
свадебные полотенца, праздничные рубахи из
тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было
распространено в основном среди женщин знатных
семей и монахинь.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение
совершенствовались из поколения в поколение.
Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались
неповторимые образцы вышивок с характерными
чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения,
русская вышивка очень многообразна. Отдельные
области, а иногда и районы, имели свои
характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые
решения. Это во многом определялось местными
условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Большую роль в нем играет геометрический
орнамент и геометризованные формы растений и
животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы,
дерева или цветущего куста, а также барса с
поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки
изображалось солнце – символ тепла, жизни;
женская фигура и цветущее дерево олицетворяли
плодородие земли, птица символизировала приход
весны.
Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли
счетными. Такими швами легко украшать оплечья,
концы рукавов, разрез на груди, подол передника,
низ одежды. Вышивку располагали также вдоль
соединительных швов.
Старинными русскими швами являются "роспись”,
или полукрест, набор, крест, счетная гладь,
"козлик”, белая мелкая строчка. Позже появились
вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка,
гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Самые распространенные приемы северной
вышивки – крест, "роспись”, вырезы, белая
строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке,
белая и цветная гладь.
Чаще всего узоры выполнялись красными нитками
по белому фону или белыми по красному фону.
Вышивальщицы умело использовали фон как один из
элементов узора. Квадратики и полоски внутри
крупных фигур птицы-павы, барса или дерева
вышивались синей, желтой и темно-красной шерстью.
Народное декоративное искусство постоянно
развивается и все шире входит в нашу жизнь.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ, МАТЕРИАЛА,
ОБОРУДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА К ВЫШИВКЕ
- Канва, мулине, пяльцы, тесьма.
- Схемы вышивок.
- Ножницы, игла, нитки, наперсток, сантиметровая
лента
- Книги, журналы, альбомы, буклеты
- Цветная бумага, клей.
- Кисти, гуашь.
- Гладильная доска, утюг.
Для того, чтобы вышивать было удобно,
необходимо правильно организовать рабочее
место. Стол со всеми приспособлениями и
инструментами должен стоять так, чтобы свет на
работу падал с левой стороны. Очень важно
правильное положение вышивальщицы при работе.
Расстояние между глазами и работой должно быть
от 25 до 30 см. Выбор ниток дл ручной вышивки
зависит от назначения изделия, характера узора и
способа его выполнения.
Вышивка выполняется по готовой схеме. В таблице
дано соответствие цветов мулине. Прежде чем
приступать к вышивке, надо просчитать
расположение рисунка и начать работу с середины
рисунка и продвигаться вниз. В данном проекте
использовалась техника простого креста.
РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ.
БАНК ИДЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Приступая к выполнению творческого проекта, мы
приобрели несколько готовых схем-вышивок:
"Бегемотик”, "Чипполино”, "Зайчонок”,
"Буратино”, "Котенок”, "Жираф”, "Щенок”,
"Незнайка”, "Мышонок”, "Цыпленок”,
"Чебурашка”, "Емеля”, "Красная шапочка”,
"Петушок”, "Белочка”, "Попугай Кеша”,
"Медвежонок”, выбирая для выполнения, на наш
взгляд, наиболее простые, красивые вышивки,
гармонично сочетающие в себе цвета. Эти работы не
объемные и не трудоемкие, и мы решили, что легко
справимся с ними.
Вышивка крестом удивительно красива. Сегодня
она переживает второе рождение. Ею украшают
одежду, вышивают картины, салфетки, и мы выбрали
эту работу для того, чтобы в нашем классе высели
вышивки любимых мультипликационных героев.
Сначала мы сделали вышивки для двух вагончиков,
а потом решили, что состав нашего поезда может
быть больше. Нам интересно было вышивать все
новых и новых героев. Мы рассаживали их в разные
по цвету вагоны, меняли местами, чтобы сделать
работу более яркой и интересной. Использовав в
данном панно 13 вышивок, мы имеем в запасе еще 10
мультгероев, которыми можем разнообразить нашу
работу.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
Прежде чем приступить к работе, ткань
запяливают. В работе используем самый простой в
исполнении шов "простой крест”. Он представляет
собой диагональные перекрещенные стежки
одинаковой величины. В вышивке мы не делаем
узелков. Изнанка вышитого изделия должна быть
чистой и аккуратной. Место закрепления нитки
закрывают стежками вышивки. Готовую вышивку
стираем и проутюживаем, группируем по три и
закрепляем в окнах вагончика.
Во время работы, мы соблюдаем все правила
техники безопасности при работе:
- с иглой;
- с ножницами;
- клеем;
- соблюдаем санитарно-гигиенические правила;
- правила тепловой обработки.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ
Определяя себестоимость выполненного нами
панно, нам потребовалось следующие затраты:
1. Материальные затраты:
- готовые схемы вышивки 15 шт.– 540 рублей
- цветная бумага 1 набор – 60 рублей
- тесьма 50 см – 15 рублей
2. Расход электроэнергии:
- влажно-тепловая обработка – 10 рублей
РАСЧЕТ: 540 + 60 + 10 + 15 = = 625 рублей.
ВЫВОД: На изготовление панно затрачено 625
рублей. В магазине готовые вышивки стоят
значительно дороже. Из этого можно сделать вывод,
что умение красиво шить, вышивать, составлять
индивидуальные, неповторимые комплекты всегда
дешевле, выгоднее, практичнее, они позволяют
проявить все свои способности, фантазию и
мастерство, а главное – доставлять радость
творчества.
ИТОГ РАБОТЫ И САМООЦЕНКА
Учащиеся видят перед собой конечный результат
– вещь, которой они могут украсить свой дом,
которую они сделали своими руками, вложили в нее
свою душу, а ради этого стоит потрудиться.
Создание прекрасного своими руками
возвеличивает человека в собственных глазах,
воспитывает нравственно.
При выборе темы проекта учитываются
индивидуальные особенности учащихся: сильным –
сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Индивидуальная работа с учащимися – это и
познание личности каждого, особенностей
характера и привычек. Принимая ученика таким,
какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы
хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и
способностями стали основанием для создания
задуманного изделия.
Я считаю, что закончив работу, учащиеся
улучшили свои навыки в области ручной вышивки и
проектной деятельности, овладели техническим
мастерством, приобрели аккуратность, стали лучше
разбираться в цветоведении.
Задуманный нами проект по вышивке выполнен
хорошо. Наше панно украшает кабинет технологии,
на него обращают внимание все ученики и педагоги.
Эта работа настолько увлекла нас, что мы с
нетерпением ждем начала следующего проекта.
Сейчас мы обсуждаем темы нашей будущей работы.
Веселый наш поезд стремится вперед,
Цветные вагончики в сказку везет.
Заполнены все у окошек места:
Незнайка, мышонок, щенок без хвоста.
Сидят Буратино, Жираф, Бегемот,
Котенок, Цыпленок, другой мультнарод.
А вот опоздавший, ему не везет,
Он самый последний в сказку придет.
Умчатся герои, закончится год,
И новым сюжетом канва оживет.
Кто хочет крестом вышивать научиться,
В четверг на занятия будет стремиться.
|