Учительская профессия – это
человековедение, постоянное никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать
в человеке новое, изумляться новому,
Видеть человека в процессе его становления –
один из тех корней, которые питают
призвание к педагогическому труду.
В.А. Сухомлинский
Исходя из социального заказа, в МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9» Вилючинского
городского округа сложилась определенная модель
выпускника – как теоретический образ, служащий
основанием для проектирования образовательной
политики школы и формирования определенных
требований к уровню профессионализма педагогов.
Кроме того, модель выпускника предполагает
формулирование основных положений, соответствие
которым определяет достижение качественного
образования (ответственность, инициативность,
адаптивность к меняющимся условиям,
сформированность ценностных ориентаций и др.).
Главным положением в данном образе, в
соответствии с приоритетными направлениями
школы, является сформированная мотивация
обучения в постоянном получении знаний,
необходимых для продолжения образования и
успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник
нашей школы – это личность, готовая к
социальному, профессиональному и гражданскому
самоопределению; устойчивая в сложных
социально-экономических обстоятельствах и
меняющейся политической реальности
современного российского общества.
Выпускник школы – это человек образованный,
самостоятельно добывающий знания,
готовыйкпринятиюнравственно оправданных
решений.
- Осознающий разнообразие жизненных ценностей
(свобода, сотрудничество, уважение другой
личности), собственную самоценность.
- Умеющий осуществлять выбор; жить и
работать в разновозрастном коллективе.
- Способный планировать свою жизнь в
соответствии с целями, принимать решения.
- Имеющий жизненный опыт деятельности в группе:
под руководством, самостоятельно, в паре, с
книгой, с документами, с приборами, компьютером.
Ведущую роль в формировании и становлении
личности ребенка, раскрытии его самобытности,
способностей и потенциальных возможностей,
защите интересов дает именно классный
руководитель. Классный руководитель –
это педагог-профессионал, являющийся для
растущего человека (Приложение
1)
– духовным посредником между обществом и
ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
– защитником от моральной деградации,
нравственной гибели;
– организатором отношений сотрудничества в
разнообразных видах совместной деятельности
классного коллектива;
– организатором условий для самовыражения и
развития каждого ребенка, осуществляющим
(совместно с психологом, социальными педагогами)
коррекцию процесса его социализации;
– помощником, консультантом в организации
повседневной жизни и деятельности, в осмыслении
социально-экономической, политической жизни
общества, в профессиональной ориентации;
– координатором усилий педагогов, семьи, социума
– словом, всех воспитательных институтов
общества влияющих на становление и развитие
воспитанников;
– создателем благоприятной микросреды и
морально-психологического климата в детском и
подростковом коллективе, объединении, группе.
Основные характерологические ориентиры
личности выпускника (Приложение
1)
Свободная личность. Личность,
имеющая высокий уровень самосознания,
гражданственности и самодисциплины. Уважающая
себя, осознающая свою ценность и признающая
ценность другой личности, способная нести
ответственность перед собой и обществом.
Гуманная личность – проявляет
милосердие, доброту, способность к состраданию,
сопереживанию, терпеливость и
доброжелательность. Готовая оказать помощь,
стремится к миру и понимает ценность
человеческой жизни.
Духовная личность – имеет
потребность к познанию и самопознанию и
рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.
Творческая личность– обладает
развитыми способностями, знаниями, умениями,
навыками, развитым интеллектом.
Практичная личность – знает
основы компьютерной грамотности,
профессиональной подготовки, имеет эстетический
вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию
и законы страны. Стремится к физическому
совершенству, является сторонником здорового
образа жизни.
МОУ СОШ № 9 – школа со смешанным контингентом
учащихся, где учатся одаренные и обычные дети,
дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем
обучении. Исходя из неоднородности контингента,
школа делает акцент на учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Основное
направление образования в школе – адаптация
учащихся к жизни в современном обществе на
основе общего образования в рамках
государственного стандарта.
Модель выпускника МОУ СОШ № 9 (Приложение
1)
Владеющая общей культурой,
нравственными ориентациями на социальные
значимые ценности. Выпускник школы – гражданин
России, которому свойственно чувство гордости за
свою Родину. Это целеустремлённый человек, для
которого дороги понятия «Родина», «Культура»,
«Гуманность», «Толерантность», «Семья».
Готовая к жизни в 4-х сферах:
экономической; экологической;
нравственно-правовой; научной. Выпускник школы
готов к профессиональному самоопределению,
самоутверждению, он адекватно оценивает свои
возможности. Он стремится продолжить своё
образование или включиться в трудовую
деятельность.
Готовая к самореализации в
предметно-практической и коммуникативной
деятельности. Выпускник активен, обладает
организаторскими способностями. Он
коммуникабелен, владеет навыками культуры
общения. Может корректировать своё поведение и
чужую агрессию, психологически устойчив.
Владеющая культурой человеческих
отношений, их проявлением и самоанализом.
Выпускник стремится строить свою жизнь по
законам гармонии и красоты, развивает свой
творческий потенциал. Он законопослушен,
обладает основами правового образования.
Имеющая широкий кругозор, обладающая
культурой мысли, чувств, речи. Выпускник
отличается широкой образованностью, выступающей
в виде непрерывного самообразования, ставшего
потребностью, привычкой в жизни.
В нашей школе обучение осуществляется
на трех ступенях: начальная школа (1–4 класс),
основная школа (5–9 класс) и средняя школа (10–11
класс).
Одним из направлений модернизации
российского образования видится профильное
обучение на III ступени школы. Гибкая система
профильного обучения предоставляет возможность
продолжения образования в профильном классе или
классе универсального профиля. Профильное
обучение – средство дифференциации и
индивидуализации обучения, позволяющее за счет
изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать
интересы, склонности, способности учащихся,
создавать условия для обучения старшеклассников
в соответствии с их профессиональными
интересами и намерениями в отношении
продолжения образования.
Портрет выпускника МОУ СОШ №9 на
трех ступенях образования (Приложение
1).
Модель выпускника не рассматривается
как самоцель. Она не ставит жестких рамок для
ученика и для учителя, предполагая творческий,
индивидуальный подход к воплощению принципов
развивающего обучения и
личностно-ориентированной педагогики.
Деятельность классного руководителя
является важнейшим звеном в воспитательной
системе учебного заведения, основным механизмом
реализации индивидуального подхода к
воспитанникам. Обусловлена она современной
задачей, которую ставят перед учебным заведением
любого типа мировое сообщество, государство,
республика, родители – максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического
совершенства. (Всемирная Декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития).
|