Учитель
физики: Здравствуйте, уважаемые ребята и
гости нашего урока. Мы начинаем внеклассное мероприятие «Кристаллы в природе и
технике».
Как писал Уильям Шекспир: «Пора чудес пришла, и нам подыскивать приходится
причины всему, что совершается на свете».
Да, необъятен мир физики и химии. В природе происходят различные процессы.
Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающих нас в
повседневной жизни, любые из них могут находиться лишь в трёх основных
агрегатных состояниях. А сколько удивительного может происходить в этих
состояниях благодаря химическим и физическим процессам.
Целью нашего мероприятия является проверка глубины вашего понимания основных
вопросов по темам «Растворы. Кристаллы» и умения применять полученные знания в
нестандартной ситуации.
Учениками нашей школы была проделана большая подготовительная работа,
результаты которой мы сегодня сможем оценить.
Учитель
химии: И мы начинаем наше занятие с рассмотрения кристаллических
веществ.
Кристаллом называют твёрдое тело определённой геометрической формы, имеющее
естественные плоские грани. Также монокристаллы обладают свойством анизотропии,
которое было рассмотрено в курсе физики. Существует несколько типов кристаллов.
Давайте все вместе вспомним и обобщим знания о кристаллических решётках.
Обратите
внимание, на каждую группу выданы трафарет таблицы и конверты с рабочим
материалом. Вам предлагается заполнить её и выяснить ряд вопросов:
Какие
структурные частицы находятся в узлах кристаллических решёток?
Какой
тип химической связи удерживает частицы в составе кристалла?
Зависят
ли физические свойства кристаллов от особенностей их строения?
Задание:
После заполнения таблицы, охарактеризуйте тот тип кристалла, который у вас
подчёркнут, выберите те кристаллические решётки , которые подходят для вашего
примера.
(Учащиеся по группам работают над таблицей, ассистенты проверяют правильность
выполнения задания, рассказывают о полученных результатах.)
Учитель
химии: Ребята, обратите внимание, что наряду с общими свойствами в
физических свойствах существуют и различия. Самым существенным из них является
способность растворяться. Различные типы кристаллов растворяются в различных
растворителях, и только вещества, имеющие ионное строение растворимы в воде. А
так как она занимает ¾ поверхности планеты, то соответственно, вода является
самым распространённым растворителем. Сама природа служит лабораторией для
протекания химических и физических процессов. О кристаллах в природе расскажет
ученица 11 класса.
(Сообщение обучающегося по теме «Вода как растворитель. Кристаллы в природе.» Приложение
2).
Учитель
физики: Но кристаллы растит не только
природа, их может вырастить и человек в лаборатории и даже в домашних условиях.
Посмотрите, у вас на столах лежат образцы различных мелкокристаллических
веществ, из которых участники проекта вырастили кристаллы, а рядом с ними сами
выращенные кристаллы. Осторожно, не трогая вещества руками, внимательно
рассмотрите их, сравните по размерам и форме. Обратите внимание на наличие
чётких плоских граней у выращенных кристаллов.
Ребята, вы заметили, что кристаллы различны и по форме, и по цвету. Прозрачные
– это кристаллы алюмокалиевых квасцов, а оранжевые – дихромата калия.
Вырастить кристаллы можно различными методами, о которых вам расскажут ученики
11 класса.
(Сообщение обучающегося по теме «Выращивание кристаллов из растворов»; Приложение
3).
Учитель
химии: Ребята, прослушав сообщение, давайте, ещё раз обратимся к
классификации растворов по содержанию в них растворённого вещества.
Какие
три группы растворов можно выделить? (ненасыщенные, насыщенные,
пересыщенные)
Одновременно с ответами заполняют таблицу у доски.
Вывод:
для быстрого роста кристаллов необходимо приготовить насыщенные или
пересыщенные растворы. А как работать с ненасыщенными растворами расскажет
ученица 11 класса.
(Сообщение обучающегося по теме «Выращивание кристаллов методом испарения» Приложение
4).Учитель физики: Мы
вырастили достаточно крупные кристаллы, затратив на это длительное время.
Но
микрокристаллы можно вырастить за несколько минут. И мы сейчас предлагаем вам
это сделать.
У вас на столах микроскопы и растворы солей. Настройте микроскоп для работы и
кисточкой нанесите тонкий слой раствора на предметное стекло. Наши ассистенты
вам помогут. Обратите внимание, что рост кристаллов начинается на границе
жидкости со стеклом, это видно даже невооружённым глазом. А затем, по мере
испарения жидкости, кристаллы образуются на всей поверхности, где находилась
жидкость.
Каждая группа растит свои кристаллы, которые отличаются по структуре. И мы
предлагаем группам поменяться предметными стёклами, на которых выросли
кристаллы, и сравнить различные кристаллические структуры.
Давайте опишем наблюдаемые картины. На что похожи, выращенные вами кристаллы?
(Учащиеся работают по группам, ассистенты помогают в проведении эксперимента).
Учитель
химии: Подводя итог сегодняшнего мероприятия, нужно отметить
единство материального мира. Вы увидели на одной из тем связь двух наук: физики
и химии. Работая с таблицей, проводя эксперимент, заслушав сообщения по теме
нашего мероприятия, смогли расширить свои знания по темам «Растворы.
Кристаллы», узнали много новой информации. И если кто-то заинтересовался данной
темой, то вы можете сами попробовать вырастить кристаллы имеющихся у вас дома
веществ, например, соли и сахара.