Цели урока:
- Обучающие:
- учить изображать женский портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером с элементарными пропорциями лица;
- укреплять межпредметные связи.
- Развивающие:
- развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;
- активизировать познавательный интерес учащихся через работу с учебником;
- совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;
- обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое и нравственное отношение к действительности.
Оборудование урока:
- Зрительный ряд: репродукции картин художников – сказочников
В.Васнецова «Три царевны подземного царства», М.Врубеля
«Царевна-Лебедь; работы учителя и учащихся прошлых лет, магнитофон,
компьютер.
- Литературный ряд: сказки А.С.Пушкина, Х.К.Андерсена (отрывки)
- Музыкальный ряд: Д.Кабалевский. Три подружки (Злюка); Сен-Санс. Лебедь.
- Материалы: Восковые мелки, пастель.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Подготовка художественных материалов к работе.
II. Сообщение темы, целей урока.
В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика»
или искусство раскрытия характера человек по лицу. Изображая лица,
художники раскрывают характеры. Вот и мы на уроке будем учиться
раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить восковыми
мелками портрет сказочных персонажей.
В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь
с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к
ним относимся. Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику
одного из женских персонажей, н/р, из сказок: А.С.Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».
III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Положительные образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные.
Отрицательные: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые.
Чтение отрывка стихотворения А. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Образ царевны:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...
Образ царицы:
...Правду молвить,
молодица
и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и
ревнива.
Работа с репродукциями художников.
- Бруни нарисовал два образа — царицы-мачехи и молодой царевны. Обе прекрасны, но красота у них разная.
- Как художник передает столь противоположные характеры?
- Опишите мачеху. (Красива лицом, осанкой, взгляд резкий, надменный,
с явной неприязнью, красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.)
- Опишите царевну. (Белолица, черноброва, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)
Прослушивание Сен-Санс «Лебедь».
А. Пушкин. Сказка О царе Салтане
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть...
...Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда
горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит...
- Из какой сказки изображён герой на этих рисунках? (Приложение 2.)
Прослушивание Д. Кабалевского «Три подружки. Злюка».
- Звуки злые, колючие, даже драчливые. Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть...
- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и
черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых.
Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые
образы.
- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему? Вспомнить тёплые, холодные цвета.
IV.Творческая работа.
На доске даны образы трёх женщин, определить какой образ соответствует дереву.
Работа в группах.
Проверка: 1.3; 2.1; 3.2. (Приложение 1.)
V. Практическая работа
- Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя.
Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных
персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых
(по выбору учащихся).
Работа выполняется в цвете: восковыми мелками, пастелью.
Выразительность образа передается цветовыми
отношениями.
- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.
VI. Эстетическая оценка работ
Выставка всех работ на доске или планшетах.
- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа? (яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас?
Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер.
V. Домашнее задание
Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с
иллюстрациями, где есть изображения мужчин (сказочные образы и
реальные), обратить внимание на одежду, доспехи. |