Цель урока. Обучение анализу
фонетической организации речи.
Задачи урока:
- актуализировать следующие литературоведческие
понятия: благозвучие, неблагозвучие,
аллитерация, ассонанс, звукопись;
- научиться редактировать текст с точки
зрения его фонетической организации;
- усовершенствовать навык анализа
фонетических средств выразительности речи.
Оборудование: распечатки текстов,
слайды.
ХОД УРОКА
Эмоциональный старт: чтение учителем
(подготовленным учеником) стихотворения
С.Я.Маршака.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
– В каких словах заключена основная мысль
стихотворения?
– «Продышите» строки любимых стихотворений?
Почему они запомнились вам?
Ученики читают по памяти любимые строки,
например: «Шёпот, робкое дыханье, трели
соловья…», «Блестело море всё в ярком свете, и
грозно волны о берег бились…» и т.д. Объясняют,
что запомнились из-за гармоничной связи смысла
и звучания, мелодики или ритмичности. Учитель сообщает тему и цель урока.
Задание № 1.
Укажите особенности звуковой организации речи
в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги».
Выделите звуковые повторы; определите их
эстетические функции в контексте.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
Задание № 2.
Укажите недочёты фоники в отрывках из
произведений молодых авторов, запишите вариант
редактирования. Сравните его с вариантом
правки М.Горького.
Вариант рукописи |
Замечание М. Горького |
- Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как
капли, упадают один за другим удары
великопостного колокола.
|
- «Этих "как ка" можно найти сотнями на
страницах скучной книги Новикова».
|
- Не обращая внимания на актрис с страстными
взглядами.
|
- «Три С невыносимо свистят».
|
- За год произошло свыше полутораста стычек.
|
- Неуместно сочетание «ста», «сты».
|
- Изредка из дребезжащей калитки высовывалось
лицо молодайки.
|
- Для замены слога «из» использовать «иногда».
|
- Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и
усталости туманилось в глазах.
|
- Трижды «лось» звучит плохо.
|
Задание № 3.
Учитывая уроки предыдущего задания и советы
М.Горького, из предложенных аббревиатур выберите
название нашего школьного театра. Предложите
свой вариант.
- ТОУ – театральная организация учащихся.
- КИТ – клуб интересующихся театром.
- ТКУ – театральный клуб учащихся.
- ТКШ – театральный клуб школьников.
- ШТИ – школьное театральное искусство.
- ШТО – школьное театральное общество.
- ОТИ – общество театрального искусства.
Задание № 4.
Определите цель использования
звукоподражательных и звукообразных слов, их
фонетического окружения.
- Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем
выползала. (П.)
- Знакомым шумом шорох их вершин меня
приветствовал. (П.)
- Много травили, много скакали, гончих из острова
в остров бросали. (Н.)
- Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к
колонке сбегает напиться. (Возн.)
- Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый
мякиш тишины. Е.)
- Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и
клубясь. (П.)
– Сроки каких авторов вы узнали?
– Как называется использованный поэтами
приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись
– приём усиления изобразительности текста путём
такого звукового построения фраз, стихотворных
строк, которое соответствовало бы
воспроизводимой сцене, картине, выражаемому
настроению.)
Задание № 5.
Анализируя фонику стихотворения, покажите
единство звуковой и смысловой организации
речи. Назовите приём усиления
изобразительности.
I группа. |
II группа. |
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.Чуждый чистым чарам
счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Бальмонт. |
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Пушкин. |
Аллитерация – приём усиления
изобразительности текста путём повторения
согласных звуков. |
Ассонанс – приём усиления
изобразительности текста путём повторения
гласных звуков. |
Задание № 6.
Анализируя фонику, покажите единство звуковой
и смысловой стороны речи. Используйте варианты
клише: благодаря звукописи (ассонансу,
аллитерации), т.е. повторению звуков … автор
создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия,
восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.),
или … передаёт красоту (безобразие,
динамичность и т.д.) мира, происходящего, или …
подчёркивает контрастность изображаемых
явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)
1) Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.
2) Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Задание № 7.
Проанализируйте правку русских поэтов с точки
зрения фоники; укажите лексические замены,
продиктованные звуковым отбором слов,
попытайтесь обосновать отказ от тех или иных
созвучий и подбор слов определённой звуковой
окраски. Работа в группах.
Первоначальный вариант |
Окончательный вариант |
Любви печальную тревогу
Я слишком рано, может быть, узнал. |
Любви безумную тревогу
Я слишком рано, может быть, узнал. |
Услышишь суд глупца
И черни смех холодный... |
Услышишь суд глупца
И смех толпы холодный… |
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Похвал и слёз ненужный хор… |
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Похвал и слёз ненужный хор… |
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом бесчувственных (презрительных)
невежд… |
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом
насмешливых
невежд… |
Слова надежды повторяя,
Чужда тоски душа твоя. |
Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя. |
И красные мчались на юг эскадроны. |
И красные скакали на юг эскадроны. |
Задание № 8.
Сравните звуковую организацию речи в
предложениях; укажите, что нарушает благозвучие
в неотредактированных вариантах.
Проанализируйте стилистическую правку, в случае
необходимости внесите в редакторский вариант
коррективы.
Первоначальный вариант |
Окончательный вариант |
С раннего утра сюда стало стекаться всё
население села. |
Рано утром сюда начали идти люди со всего села. |
Пограничники охраняют границу как зеницу ока. |
Пограничники надёжно охраняют границу. |
Живописную летопись Москвы представляют собой
рисунки и гравюры, представленные на выставке. |
Рисунки и гравюры, представленные на выставке,
– это художественная летопись Москвы. |
На беспримерном примере полёта «Союза – 9»
основывались авторы в снимании фильма. |
В основу фильма был положен беспримерный
полёт космического корабля «Союз – 9». |
Задание № 9
Запишите стихотворение А.С.Пушкина.
Подготовьте связный ответ о фонетических
средствах звуковой гармонии поэтической речи.
Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса,
аллитерации; объясните их связь с
художественными образами и содержанием
стихотворения. Назовите слова, выделяемые с
помощью звукописи.
Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
(Один из возможных вариантов ответа:
«В стихотворении А.С.Пушкина «Царскосельская
статуя» воспета одна из самых известных
достопримечательностей Екатерининского парка
Царского села. Это фонтан «Девушка с кувшином»,
изображающий сидящую девушку с черепком в руках
и разбитый кувшин у её ног, из которого
неиссякаемой струёй течёт вода. Великий поэт сумел воспроизвести образ не
бездвижной скульптуры, но живой «Девы».
Благодаря аллитерации мы явственно слышим
грохот и звон разбиваемого о скалу кувшина: «Урну
с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Звонкие взрывные звуки передают мгновенное,
краткое действие. Лёгкий же и тихий шорох
бесконечно текущей воды, её вечное журчание нам
слышны в повторяющемся звуке «Ч» («…над вечной
струёй, вечно печальна сидит».) Таким образом,
поэт с помощью звукописи соединил в столь
небольшом стихотворении и кратковременное
действие, и вечность.)
Домашнее задание. Подготовьте
письменный связный ответ о фонетических
средствах звуковой гармонии стихотворения
«На холмах Грузии…» Укажите повторяющиеся
звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните
их связь с художественными образами и
содержанием стихотворения. Назовите слова,
выделяемые с помощью звукописи.
(Один из возможных вариантов работы:
«В сознании А.С.Пушкина всегда
присутствовала ассоциация Грузии с её песнями.
Он писал: «Песни грузинские приятны и по большей
части заунывны». В стихотворении «На холмах
Грузии» это представление получает фонетическую
поддержку: звуковое совпадение «Грузии» –
«грустный». Аллитерация в первых 3-х строчках:
Грузия, Арагва, грустно – способствует созданию
чувства спокойной уверенности. Перекликается с
этим понятием и самое сокровенное чувство –
любовь. Лишь звуковым намёком (мягким Л) оно
присутствует в первой строчке: «лежит». Более
ясно – в третьей: «Мне грустно и легко; печаль
моя светла…», а названо (дважды) только в
конце стихотворения. Между грустью и любовью особое место занимает
печаль, и поэтому печаль пронизана
необыкновенным светом, свет становится
качеством её. Звуковой образ «печаль»
распространяется на все слова с ударным «А»:
мгла, Арагва, светла, полна. Благодаря ассонансу и
открытому ударному слогу стихотворение
приобретает особый лиризм. Лирический герой
открыт миру.)
|