Цель. |
Совершенствование развития творческих
способностей детей в технологии вышивания. |
Задачи. |
- Привить интерес к народным традициям и традициям народной
вышивки
- Развивать познавательный интерес и трудовые навыки
вышивания.
- Учить навыкам рукоделия
- Развивать у учащихся творческое и пространственное
воображение.
- Воспитывать у учащихся культуру труда, ответственность за
результаты работы.
- Воспитывать эстетическое восприятие.
|
Оборудование. |
Образцы швов, изделия изготовленные учителем,
таблица
«Простейшие швы», узоры вышивок народов нашей страны, пяльцы,
копировальная бумага, эскизы, ножницы, игла, нитки мулине, ткань
20-20 см. |
План урока.
1. Организационная часть (5 минут)
- Проверка готовности к уроку.
- текущий инструктаж по технике безопасности.
2. Основная часть (60 минут)
- Знакомство с традициями народной вышивки.
- знакомство с технологией вышивки.
- правила культуры труда и техника безопасности.
- самостоятельная работа
- индивидуальная работа.
3. Заключительная часть (15 минут)
- Анализ работ учащимися (взаимоконтроль)
- оценка труда учащихся
- рефлексия.
ХОД УРОКА
Вышивала мама, вышивала,
создавая счастье и уют.
Вечерами так она певала,
как теперь, пожалуй, не поют.
Бегает проворная иголка
и мелькает розовая нить.
Вышивала мама долго- долго,
в песню душу силилась вложить.
Объявляю, что тема урока зашифрована в анаграмме. Прочитав эту
анаграмму, вы сможете назвать тему урока.
Вышивка – один из старинных видов рукоделия, который до сих пор
считается самым распространённым и любимым всеми. Искусство вышивания
имеет многовековую историю, оно широко распространено у всех народов
нашей Родины. Это и вышивка Русского Севера: Архангельская,
Вологодская, Кировская, Новгородская и др. (наглядность); вышивка
Центральной России: Калужская, Смоленская, Тульская, Рязанская и др.
(наглядность); вышивки народов Поволжья: мордвы, чувашей, марийцев
(наглядность); вышивка народов Сибири и Дальнего Востока: ханты, манси,
ненцы, якуты и тр. (наглядность). Каждый народ в зависимости от местных
условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал сои
приёмы вышивки, мотивы узоров и композиции.
Творчеству во все века и годы
человек учился у природы.
Ведь она и мастер и мудрец,
для искусства высший образец.
В коллекциях музеев Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга,
Торжка собраны произведения древнерусского шитья, занимающего особое
место в ряду других русских вышивок. По своим приёмам и изобразительным
средствам древнерусское шитьё приближается к искусству древнерусской
живописи и справедливо называется «живописью иглой». Вышивки
создавались на привозных шёлковых тканях – золотыми, серебряными нитями
и разноцветным шёлком, украшались жемчугом и драгоценными камнями. Они
были дорогими и бережно хранились.
Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему
обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними
вечерами, при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы
прекрасные затейливые узоры, поражающие нас сейчас своим изяществом,
красотой и задушевностью. Вместе с мастерицей мамой приобщалась к
рукоделию и маленькая дочка. С семи-восьми лет девочки готовит себе
приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок
будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим
уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать,
ткать, плести кружево. Достоинством семьи во все времена считались
бережливость и аккуратность «Хорошие жёны – рукодельные – доход и
сбереженье всему!». Кому-то рукоделие доставляло массу радости и
удовольствия, кому-то скрашивало одиночество, кто-то вышивал из-за
следования традициям. Вышивки всегда отражали мировоззрение
вышивальщиц, их пристрастия, вкусы и взгляды. Вышивка создает
благоприятную эстетическую атмосферу, воспитывает художественный вкус,
освежает творческую мысль. Сегодня мы продолжаем лучшие традиции своих
предшественников. И пусть та энергия радости и доброты, которую вы
вложите в вышивание, порадует вас и ваших близких.
Обращаю внимание детей на доску:
– Как вы думаете, что мы будем вышивать сегодня?
– Что можно вышивать этим швом?
Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в
вышивке. Стебельчатый шов незаменим для проработки элегантных
контурных линий. При правильном выполнении этот изящный стежок может
творить чудеса в вышивке. Стебельчатым швом можно выполнять метки и
монограммы, в старину их называли: вензель, печать, роспись.
– Как вы думаете, что это такое?
Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды
определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки
располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.
Монограмма- это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы
владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и
украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета,
нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового,
зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на
ткани выделялась.
Обращаю внимание детей на то, что такой вензель мы будем вышивать
сегодня.
– Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим, какие нам
для этого необходимы инструменты?
Шагает мастерица, по шёлку и по ситцу.
Как мал её шажок! Зовётся он – стежок!
(Игла)
Не связана – как дорожка,
А связана – так одёжка.
(Нитка)
Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит.
(Напёрсток)
Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот – он и режет и стрижёт.
(Ножницы)
– Какой инструмент ещё необходим для вышивания?
Труд – дело очень важное,
порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
безопасность соблюдать!
– Свои знания по охране и безопасности трудовых дел вы должны
показать, выполнив задания по карточкам: « Безопасность и культура
труда».
Показ и объяснение технологии выполнения стебельчатого шва по
таблице «Простейшие швы».
Предлагаю приступить к практической работе, используя для этого
технологические карты, эскизы монограмм и все необходимые инструменты и
приспособления.
Закончив задание, девочки анализируют работы своих партнёров,
обращая внимание при этом на воплощение рисунка в узор. Приглашаются
авторы лучших изделий, они проводят защиту своих работ.
В конце занятия проводится рефлексия. Предлагается учащимся ответить
на вопрос:
– Ваше мнение об уроке – понравился ли он вам? Если урок вам
понравился, подойдите к доске и прикрепите к ветке зелёные листья –
пусть оно распустится, если нет – жёлтые.
В конце занятия подводится итог, и учитель благодарит детей за
совместную работу! |