Программа технологии предусматривает различные возможности развития,
и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не
ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе
художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки,
вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах
художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и
неисчерпаемого творчества народа.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов
художественного творчества в области пространственных искусств.
Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих
музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в
вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие
начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои
новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать,
что именно технология, как никакой другой предмет способна стать
экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с
другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков,
создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной
компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в
классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины",
стимулировать их активность и творчество, вооружив современными
технологиями. При изучении темы «Вышивка как
вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся
знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими
изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва.
Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью
узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались
веками и зависят от географического положения страны, ее истории,
культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой
образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот
язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность
произведений народного искусства, их глубокая содержательность и
непреходящая эстетическая ценность.
№ урока 11-12 |
Дата 11.10. 08 |
Четверть 1 |
Тема урока |
Вышивка как вид
декоративно-прикладного искусства. |
Кол-во часов |
2 |
Использование ИКТ |
Программа Р/Р; текстовый редактор,
распечатка дополнительных материалов и упражнений. |
Общеучебные умения и навыки |
Ответы на вопросы, восприятие
информации, закрепление знаний. |
Специальные умения и навыки |
Знание истории возникновения
вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить
рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов
нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология
запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка
на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань. |
Тип урока |
Комбинированный. Приобретение новых
знаний. |
Триединая дидактическая цель |
Ознакомить с творчеством народных
умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об
организации рабочего места, правилам безопасности труда. |
Способствовать формированию трудовых
и эстетических качеств. |
Способствовать развитию специальных
способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой
деятельности. |
Методы обучения |
Беседа, демонстрация наглядных
пособий, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Повторяемый материал |
Приемы работы с ручными
инструментами, цветоведение. |
Виды и формы контроля знаний |
Взаимоконтроль, фронтальный
контроль. |
Практическая работа |
Выполнение декоративных швов |
Домашнее задание |
Учебник пар.20-21;. Подготовить
инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия. |
Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного
искусства.
Наглядные пособия: готовые вышитые изделия,
(панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по
рукоделию, книги.
Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком,
пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.
Цель урока:
- Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с
профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места,
правилам безопасности труда.
- Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств,
развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
- Способствовать развитию специальных способностей влияющих на
самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история.
Ход урока
I. Организационный момент.
5 минут.
II. Проверить знание правил по технике безопасности.
Опрос учащихся. 5 минут.
III. Повторение правила выполнения основных швов 10 минут.
- Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
- Определите соотношение схемы шва и названия шва.
- Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или
иной шов.
- Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев
растения? (стебельчатый).
- В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
- Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для
вышивания контура или заполнения площади цветка).
IV. Рассказ учителя о возникновении вышивки
(Из истории вышивки – 10 минут.
- Демонстрация фотографий, книг, картин, альбомов.
- Беседа с учащимися
- Как применяли вышивку наши бабушки.
- Актуальна ли вышивка в наши дни.
- Как применяется современная вышивка.
- Как вы хотели бы применить свою вышивку.
V. Изучение нового материала.
15 минут.
С чего нужно начать? (Инструменты и приспособления)
Как выбрать схему для вышивки? (Схемы для вышивки) (Увеличение и уменьшение рисунка)
Как подобрать нитки? (Нитки)
Выбрать нитки по цвету (Цвет в художественной
вышивке).
Как закрепить нитку? (Способы закрепления нити)
VI. Практическая работа.
30 минут.
Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на
своих тканях с учетом выбранных швов («Тамбурный шов», «Стебельчатый шов»). Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:
- Помогает слабым детям.
- Проверяет правильность выполнения работы.
- Проверяет качество выполняемой работы.
VII. Заключительный этап.
5 минут.
Подведение итогов работы.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
Учебник пар.20-21. Подготовить инструменты и
материалы для изготовления вышитого изделия.
Рабочее место вышивальщицы.
|