Цели:
- Дать понятие о вышивке как традиционном виде
рукоделия.
- Воспитать уважение к народным традициям Руси,
интерес к традиционным видам рукоделия.
ПЛАН:
1 Организационная часть.
2.Вступительное слово учителя. Просмотр выставки
творческих работ детей.
3. Путешествие в историю русского костюма.
4. Изучение старинных символов в русской вышивке.
5. Реферат: " История привычных вещей
"Полотенце””.
6. Подготовка к практической работе: Украшение
полотенца вышивкой с использованием таблицы
старинных символов и схем для вышивки.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На Руси умение вышивать передавалось
из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому
ремеслу начинали с 4-5 лет.
Крестьянская девочка к своему
совершеннолетию, к 15-16 годам - сама себе
приготовить приданое. В её сундуке к приходу
сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец,
много скатертей, подзоров, наволочек,
праздничной одежды, десятки метров холста,
сотканного её руками.
На свадьбе из девичьего приданого
устраивали своеобразную выставку. Гости строго
оценивали умение и художественный вкус невесты,
её трудолюбие, усердие и терпение, и всем было
ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая
хозяйка.
Во время беседы просматривается выставка работ
учащихся.
3. Путешествие в историю русского костюма.
Сейчас мы проведём увлекательную
экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях
русской одежды.
Во все времена одежда была одним из
самых ярких проявлений отличия одного народа от
другого, одной части населения от другой. Как же
выглядели предметы одежды, имелось ли в них
своеобразие?
Повсеместно в южной части Подмосковья,
а также и в сёлах нашей губернии Ижмора, Ушинка
носили широкую юбку в сборку из домотканой
клетчатой шерстяной или суконной материи, так
называемую понёву.
Как вид одежды в форме юбки понёва
известна ещё с домонгольского периода. Понёву
носили достигшие совершеннолетия девушки и
замужние женщины. С понёвой были связаны обряды и
верования, восходящие к дохристианской эпохе. В
период формирования древнерусской народности на
территории теперешней Московской области понева
была основным, ведущим видом одежды, который
принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в
соответствии с которым каждый населённый пункт
или несколько деревень и сёл имели свои отличия в
украшении ткани, из которой шилась понёва, в
размерах клеток ткани и т. д. Если девушка
выходила замуж в другую деревню, она должна была
подчиниться традициям того села, откуда муж был
родом: приходилось носить понёву того типа,
который принято носить в деревне мужа.
Понёву не носили женщины из
привилегированных слоёв общества. Это был вид
одежды крестьянок. Дольше всего понёва держалась
в южных губерниях.
В северной части Подмосковья
описанный вид юбки заменяла другая форма одежды-
---- холщёвое платье с затяжным лифом и широкой
сборчатой юбкой, так называемый наборец.
Вместе с наборцем в тех же северных районах
Московской области носили насовец--
холщёвый длинный до полу сарафан с широким
подолом и зауженной талией, имевший спереди
сверху донизу нашитые пуговицы. И, наконец,
третьим видом одежды была кумашница.
Она шилась почти также как
наборец, однако внизу была сильно расклешена и
сочетала в себе материалы двух цветов: красный
кумачёвый в верхней части, и белый холст от талии
к низу
Слово кумашница образовано от кумач,
что значит красная хлопчатобумажная ткань. На
Руси украшали кумачёвой материей одежду. Из
кумача шили мужские кафтаны и даже штаны. Так в
архивных бумагах о Петре Великом имеется
указание на то, что отпускали " царевичу в хоромы
карликам на штаны кумач красный”
В деревнях Московской области имел
широкое распространение ещё один вид сарафана Саян.
Саян был чаще всего синего цвета . Его
особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и
молодые, очевидно, носили что отражено в
следующей прибаутке
У моей у миленькой
Есть саянчик синенький
Она ходит семенит
И саянчиком блестит
Саян носили жительницы Курской,
Смоленской, Тверской областей
Одной из непременных деталей женского
туалета являлась рубашка с белыми полотняными
рукавами. Их называли подставами, подставками,
станухами, станушками. Они были частью комплекта
женской одежды. Были также в туалете женщин кофты
браные, то есть сшитые из ярких, цветастых тканей
с рукавами в грибаточку - с пышными в сборочку
рукавами.
Итак, одежды были разных фасонов и
разного качества. Нарядную одежду называли
срядой, нарядой, кобедишной.
Все народные костюмы и предметы
обихода украшались вышивкой
4. Изучение старинных символов в русской
вышивке.
Таблица " Старинные символы в русской
вышивке”
Таблица зарисовывается учащимися в
тетрадь
5. Реферат "ИСТОРИЯ ПРИВЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ :
ПОЛОТЕНЦЕ”
6..Подготовка к практической работе:
Ваша задача украсить вышивкой
полотенце, используя таблицу старинных символов
вышивки и схемы вышивок, карточки с которыми
лежат перед вами.
Прежде, чем вы начнёте работу,
вспомним, какое оборудование вам понадобится и
правила техники безопасности при выполнении
данного вида работ.
№ п.п |
Название |
Назначение |
1 |
Ткань |
Основа для вышивки |
2 |
Нитки:
- Мулине
- Шёлк
- Шерсть
- Ирис
- Люрекс
|
Ими выполняется вышивка,
качество зависит от качества и вида ткани |
3 |
Иглы |
Специальные для вышивки.
Толщина зависит от толщины ткани и ниток |
4
|
Ножницы:
- с прямыми концами
- с закруглёнными концами
|
Для разрезания ткани
Для обрезания ниток, чтобы не
повредить ткань |
5 |
Пяльца |
Для натягивания ткани. Могут
быть овальной, круглой, прямоугольной формы. |
7. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
8. Домашнее задание(творческая работа):
Используя таблицу старинных символов
в русской вышивке придумать и изобразить
схематично узор для украшения русской рубахи.
|