Цели: создать условия для
- знакомства с историей возникновения вышивки
крестом;
- изучения опыта применения вышивки крестом в
современном творчестве;
- освоение технических условий и приёмов
выполнения вышивки крестом;
- овладения приёмами и способами работы по
технологии вышивки крестом.
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы,
расположение узоров, стилизованные рисунки,
отделочные материалы, виды швов.
Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине,
слайды со схемами рисунков, канва.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организация урока.
2. Изучение нового материала
а) Постановка целеполагания занятия:
- представление опыта работы школы по данной
проблеме (демонстрация ранее изготовленных
работ);
- драматизация интереса к работе вышивка
крестом;
- знакомство с социальным опытом детей по
овладению предлагаемой технологией;
- простраивание учебных и технологических
действий по овладению технологией вышивки
крестом.
б) Сообщение познавательных сведений.
Исторический очерк.
Вышивка является одним из самых любимых и
распространённых видов рукоделия. В старину на
Руси все женщины владели этим искусством.
Вышивка была связана со стародавними обычаями и
обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и
различных нитей русские женщины превращали
простую ткань в произведение искусства. Из
поколения в поколение отрабатывались и
улучшались узоры и цветовые решения, создавались
образцы вышивки с характерными национальными
чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других
народов. Большую роль в ней играет
геометрический орнамент и геометризованные
формы растений и животных: ромбы, мотивы женской
фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга,
розетки изображалось солнце – символ тепла,
жизни; женская фигура и цветущее дерево
олицетворяли плодородие, птица символизировала
приход весны.
В вышивках "свободных”, по нарисованному
контуру, преобладали узоры растительного
характера.
Современная вышивка может быть использована
для украшения детской и женской одежды, а также
бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток,
наволочек на диванные подушки, ковриков и панно,
полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской
вышивке, могут быть разделены на две большие
группы: к первой группе относятся вышивки,
выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по
свободному, заранее нарисованному контуру.
Выбор материалов, инструментов,
приспособлений.
Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.
Напёрсток надевают на средний палец правой
руки. Он предохраняет палец от уколов при
проведении иглы в ткань и бывает необходим при
прокалывании нескольких слоёв ткани.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы
лезвий – полностью смыкаться.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии
и предохраняют её от деформации.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают
узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и
аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне
ткани в том месте, где будет расположена вышивка.
О цвете.
Цвет имеет большое значение в осуществлении
замысла художника. Цветом можно усилить или
уменьшить звучание того или иного элемента
узора. Не все цвета, расположенные рядом,
выглядят красиво.
Гармония, то есть согласованность, стройность в
сочетании цветов, является очень важным
элементом зрительного восприятия.
Цвет – это ощущение, возникающее в результате
возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета –
красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего.
Швы вышивки:
Рис.1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.
Текущий инструктаж.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки,
необходимо правильно организовать рабочее
место, подобрать ткань, нитки, инструменты и
приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать
правила техники безопасности при работе с
ножницами, иглами, утюгом.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен
стоять так, чтобы свет падал на работу с левой
стороны. Нитки и инструменты храним в
специальной коробочке, а листы со схемами узоров
и рисунков- в папке. Во время работы надо следить
за положением корпуса, который должен быть
немного наклонён вперёд, не сутулиться, не
склонять низко голову. Расстояние между глазами
и работой не должно превышать 25-30 см. Стул
придвигают к столу так, чтобы можно было
опираться о его спинку.
3. Практическая работа.
а). Выберите схему рисунка.
б). Заправьте ткань в пяльцы.
в). Подберите по цвету нитки для рисунка и
приступайте к работе.
В процессе выполнения самостоятельной работы
следует обратить внимание учащихся на
соблюдение эстетических требований, сочетании
цветов, закрепка ниток и др.
4. Заключительная часть.
Вопросы для закрепления:
- Как давно существует искусство вышивки
крестом на Руси?
- Какие орнаменты используют в вышивке крестом?
- Что можно украсить вышивкой крестом?
5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.
На данном уроке учащиеся познакомились с
историей возникновения вышивки крестом.
Посмотрели творческие работы школы выполненные
ранее. Овладели приёмами и способами работы по
технологии вышивки крестом. Самостоятельно
используя основу полученных знаний на уроке и
знакомства с различными видами швов вышивки
крестом ,приступили к выполнению творческой
работы.
-С какой вышивкой вы познакомились?
- Как давно зародилась вышивка крестом?
- Где можно применять этот вид творчества?
- Какие виды швов вы узнали? |