Цели урока:
- познакомить учащихся с историей возникновения
вышивки лентами;
- научить технике выполнения различных швов.
Задачи урока:
- Развивающая: развивать наглядно-образное
мышление, познавательный интерес, развитие
мелкой моторики рук.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся в
процессе изучения данного вида прикладного
творчества, научить применять полученные знания
и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: продолжить формирование
трудолюбия в ходе выполнения практической
работы, технологической дисциплины,
Оборудование урока: образцы вышивки,
иллюстрации узоров вышивки, схемы швов.
Необходимые материалы и инструменты:
канва, ленты, иглы, нитки мулине, ножницы,
напёрсток, пяльцы.
Тип урока: урок изучения нового
учебного материала, формирование специальных
умений по предмету.
План урока
- Оргмомент (1-2 мин.)
- Определение темы (3 мин.)
- Объяснение нового материала (25 мин.)
- Практическая работа (40 мин.)
- Подведение итогов (5 мин.)
- Домашнее задание (5 мин.)
Конспект урока:
Рассказ учителя (возможны сообщения
учащихся):
Вышивание лентами – вид творчества, ещё не
получивший широкого применения, но он очень
интересный и красивый.С давних времен узкие
полоски ткани применялись в повседневной жизни и
хозяйственной деятельности людей.
Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы
полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ.
Повязки, украшенные золотом и драгоценными
камнями вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме
того, цветными лентами отделывалась одежда,
причем каждому социальному классу
соответствовал свой цвет и материал. В
Средние века в Италии лентами уже декорировали
спинки стульев и балдахины, а также подвязывали
тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для
защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое
применение шелковых лент. Традиции ткачества в
Лионе и благоприятные климатические условия юга
Европы способствовали быстрому развитию
производства ценной шелковой нити. После
переезда папской курии в Авиньон, под опеку
французского короля, знатные господа стали
щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами
с золотой каймой или парчовыми лентами,
соответственно рангу и происхождению носившего
их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил
итальянских ткачей, чтобы они обучили своему
искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не
вышло, но в город были завезены разнообразные
станки как для выделки шелка, так и для
изготовления шелковых лент. Спрос на ленты
продолжал расти, и Лион постепенно превращался в
крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже
пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали
разные, в том числе дорогие и экстравагантные,
шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене,
почти сорок пять тысяч человек трудились на
производстве тесьмы.
К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях
насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч
ткацких станков для выработки лент и триста
семьдесят – для производства позументных
изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века
спрос на эти товары резко возрос, и начался
период бурного распространения роскошных и
красивых лент. Король Франции Людовик XIV
украшал лентами, унизанными драгоценными
камнями, даже свою обувь и призывал двор
одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского
двора стало легкомыслие. Король Людовик XV
любил вышивать и часто дарил придворным дамам
милые безделушки, изготовленные им самим. Платья
стали объемными и просторными, богато
украшенными лентами. В моду вошли "летящие
платья" с незастроченными складками (защипами)
на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась
вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы
стали украшать свои платья, оформляя корсажи
мелкими розочками "а ля рококо", листьями и
множеством разбросанных цветов с жемчужинами и
хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно
становилось все более роскошным и утонченным. В
ателье, носивших высокое звание "Поставщики
королевского двора" с помощью простой иглы и
лент создавались настоящие шедевры. Теперь они
красуются в музейных витринах по всему миру – от
Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на
острова в Англию. А оттуда разошелся по всем
странам бывшей Британской империи. Вместе с
переселенцами из Старого Света он попал в
Америку, где быстро завоевал популярность.
Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX
столетия. К тому времени вышивку можно было
увидеть не только на платьях, но и на зонтиках,
абажурах, стеганных одеялах, безделушках для
дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес публики ко
всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении
двух последних десятилетий началось возрождение
вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь
заблистало всеми своими гранями. Ведь шить
шелковыми лентами необычайно занимательно, это
не требует сложных приспособлений и крупных
предварительных расходов. К тому же здесь
применяются простые и всем хорошо известные
приемы вышивки. А объемный рисунок настолько
привлекателен, что можно, без всякого сомнения,
утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки
ждет широкое распространение и успех!
Шелковые ленты и тесьма применяемые для
отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь.
О них обычно вспоминают перед праздниками и
торжественными событиями, когда возникает
необходимость украсить и расцветить окружающий
нас мир. В Италии шумные и веселые торжества,
удавшиеся на славу, даже называются
"праздниками с бантиками".
Красивая лента придает хорошо упакованному
подарку изысканность, подчеркивая
торжественность момента. Перевязанный ленточкой
букет выглядит не только привлекательнее, но и
богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими
и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают
так называемую изюминку. Наверное большинство из
нас замирали от восхищения, рассматривая
свадебные наряды невест, богато украшенные
кружевами, лентами и рюшами!
На Западе принято, готовясь к торжествам
украшать праздничный стол всевозможными бантами
в тон скатерти. С их помощью стараются создать в
доме праздничную атмосферу. Красные ленты и
банты стали символом рождественских праздников.
Их прикрепляют к входным дверям домов в
преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас
же сложился обычай украшать автомобили
свадебного кортежа лентами цветов
государственного флага и перевязывать конверты
с новорожденными голубыми или розовыми лентами,
в зависимости от пола ребенка.
Особенность этой техники вышивки в том, что она
придает рисунку объемность. Изучив различные
виды швов, Вы без труда сможете их повторить и
создать своими руками необыкновенно красивые
вещи. Помимо этого у Вас появляется возможность
придать готовым изделиям неповторимый
индивидуальный облик, украсив платье. С помощью
оригинального объемного рисунка или банта Вы
сможете объединить в единый ансамбль несколько
предметов вашего гардероба.
Материалы и инструменты для вышивания
лентами:
ТКАНИ. Для вышивки шелковой лентой можно
использовать самые разнообразные ткани.
ХЛОПКОВЫЕ ТКАНИ: рогожка, батист, плис, муслин ,
сатин
ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ: суровое полотно, грубая
холстина, льняная ткань с однородной основой.
ШЕЛКОВЫЕ ТКАНИ: шифон, чесуча, шелковый тюль.
ШЕРСТЯНЫЕ ТКАНИ: креп, твид, джерси.
Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы
ткань была настолько прочной, чтобы на ней
надежно удерживались стежки, и настолько
эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила
нитка.
Как заправлять ткань в пяльцы. Обручи,
из которых состоят пяльцы, предназначены для
того, чтобы во время работы ткань была хорошо
натянута. Это гарантирует равномерность стежков.
Положите ткань на маленький обруч и наложите
сверху второй обруч. Завинтите винт до тех пор,
пока ткань не натянется.
ИГЛЫ. В давние времена куски кожи или ткани
сшивались не иглами, а продырявленными колючками
или рыбьими косточками. С тех пор иглы сильно
изменились, для вышивания применяются разные
иглы: тонкие – для легких тканей и толстые – для
плотных.
При шитье шелковой лентой используются острые
иглы. Ведь они должны свободно входить в ткань, не
образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у
иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было
легко вдеть ленту.
Для лент шириной 7, 9, 12 мм. подбирают иглы №18 – 22,
для ленты в 3мм. рекомендуется № 24. Иглы для
шелковых лент (цыганские иглы).
Теперь поговорим о цвете – цветовой гамме.
Все цвета делятся на хроматические и
ахроматические.
Учитель: Какие цвета называют хроматическими?
Ученица: К хроматическим относятся 7 цветов:
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,
синий и фиолетовый. Основными считаются –
красный, жёлтый, синий. Смешивая два основных
цвета, можно получить дополнительные цвета.
Хроматические цвета делятся на тёплые и
холодные.
К тёплым – относятся красный, жёлтый,
оранжевый и все цвета этих оттенков.
Холодными считаются голубой, синий, фиолетовый,
зелёный и другие, которые получаются при
смешивании цветов.
Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, а
холодные дальше.
Ахроматическими цветами считаются белый, черный,
все оттенки серого цвета.
Учитель: Как определяется
насыщенность цвета?
Ученица: Чем больше красителя в
краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.
Для вышитых работ немаловажным является фон,
поэтому необходимо учитывать цвет не только
ниток и отделочных материалов, но и основы.
В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие
цвета:
красный с желтым, серым, коричневым, бежевым и
оранжевым;
зеленый с желтым и темно-желтым, лимонным,
салатным, кремовым, оранжевым и коричневым;
фиолетовый с сиреневым, розовым, желтым, белым;
коричневый со всеми оттенками желтого, зеленым,
красным,
оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.
Опыт показывает, что желтый цвет в картине на
темном фоне воспринимается как веселый и
бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу
холодных; красный и оранжевый очень живые,
теплые; зеленый и голубой, хотя и относятся к
числу холодных, весьма приятны для восприятия;
коричневый спокойный, но скучный.
Картина смотрится эффектнее, если в ней есть
доминирующий цвет – теплый или холодный, светлый
или темный или их разумное сочетание.
Красный, желтый и оранжевый цвета считаются
праздничными, по-видимому, не случайно. Давно
замечено, что красный цвет увеличивает
мускульную активность и скорость реакции
человека: увеличивается давление и частота
дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько
мягче. Восприятие черного цвета совершенно
обратное: пульс, давление и дыхание замедляются.
Человек успокаивается при восприятии оранжевого
цвета. Индуизм находит в солнечно-желтом цвете
бессмертно-жизненную силу. Синий цвет снижает
скорость реакции, пульс, частоту дыхания и
мускульную силу. У зеленого цвета аналогичные
отрицательные показатели меньше.
Принимая во внимание сказанное, есть основания
считать, что сделанная картина сможет
благоприятным образом влиять на ваше настроение
и на настроение тех, кто проявит к ней интерес.
Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся выполняют практическую работу
самостоятельно под контролем учителя.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу
выполнения учащимися практической работы)
С целью предупреждения ошибок учитель:
- проверяет организованность начала работы
учащихся;
- проверяет организацию рабочих мест учащихся;
- следит за соблюдением правил ТБ при выполнении
задания
Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению
отдельных операций и задания в целом;
- оказание помощи слабо подготовленным к
выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к
средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени
учащимися
Во время практической работы провести
физкультминутку.
Все умеем мы считать
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
и легко-легко подышим
Раз, два выше голова,
Три-четыре руки шире
пять – присели,
шесть – привстали,
семь – лень отбросим,
восемь – тихо сядем
Технология вышивания лентами:
Домашнее задание: составить
композицию, оформить в рамку.
Заключение. Рефлексия
– Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с
вами проделали очень большую работу.
– Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему
учились? Что понравилось на уроке? Как проявились
творческие способности на уроке? Какое у вас
сейчас настроение?
|