Цели и задачи:
- расширить представления учащихся о видах
художественной обработки изделия;
- ознакомить с различными видами пайеток, страз,
бисера и стекляруса;
- познакомить с основными приемами вышивки
пайетками, стразами, бисером и стеклярусом;
- развивать навыки учебного труда: умение
рационально планировать свою деятельность,
осуществлять наблюдение за выполнением приемов
работы, выделять главное в учебном материале;
решать практические задачи; умение
самостоятельно выполнять упражнения (приемы
работы); умение осуществлять самоконтроль.
- эстетический вкус, воспитывать трудолюбие,
требовательность к качеству работы.
Методы обучения:объяснение,
наглядно–иллюстрированные, практический.
Оборудование и материалы:
- иллюстрированный раздаточный материал;
- демонстрационный материал (пайетки, стразы,
бисер, стеклярус);
- образцы изделий с использованием видов вышивок;
- инструкционно-технологические карты;
- показ слайдов через мультимедийную установку.
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин.)
1. Проверка присутствия учащихся .
2. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Что означает понятие декор?
- Назовите способы художественной обработки
тканей?
- Какие требования необходимо учитывать
используя тот или иной декоративный прием?
- Цель декорирования швейных материалов?
III. Изучение нового материала (25 мин.)
1. Вступление (5 мин.)
С древнейших времен человек для создания
определенного имиджа использует разного рода
украшения.
И представители древних примитивных племен, и
жители средневековых городов и поселений, и наши
современники – в Европе, Азии, Африке, Австралии,
Америке – на всем земном шаре используют одежду,
аксессуары и дополнения к туалету не только с
утилитарной целью – прикрыть тело от холода или
жарких лучей солнца, защитить свой нежный
организм от атмосферных осадков или вредного
воздействия пыли. Одеваясь так, или иначе,
человек – и мужчина и женщина выражает свою
индивидуальность, представляет окружающим
информацию о своем положении в обществе,
оповещает окружающих о своих вкусах и
эстетических пристрастиях и даже демонстрирует
свои философские воззрения.
Немалая заслуга здесь принадлежит и украшениям
– предметам, заведомо не несущим никакой
утилитарной нагрузки, служащим лишь средством
идентификации личности в обществе и
способствующим ее самовыражению.
Природа не наградила человека шелковистым
шерстным покровом приятного окраса, роскошным,
сияющим всеми цветами радуги хвостом, состоящим
из перьев, усеянных переливчатыми глазками. Ни
вычурно закрученная раковина, внутренняя
полость которой так и играет перламутровым
лоском, ни бархатистые пестрые крылышки,
изукрашенные роскошным орнаментом, не являются
плодом умственного усилия их обладателей –
зверей, птиц, насекомых.
Право безвозмездно пользоваться столь
роскошным гардеробом предоставлено лишь
"братьям нашим меньшим” - животным и птицам,
насекомым и рыбам.
Подчеркивая принципиальное отличие
представителей homo sapiens от прочих примитивных и
высших животных, природа предоставила человеку
возможность самостоятельно решать проблемы
дизайна.
Спокон веку этот вопрос особенно интересовал
представительниц прекрасной половины
человечества – нас, женщин. Не последнее место
среди предметов, способных превратить наше
существование в маленький праздник, занимают
украшения, изготовленные из редкостных по своим
эстетическим возможностям бижутерийных
материалов – пайетки, стразы, бисер и стеклярус.
2. Объяснение материала ( 20 мин.)
Давайте начнем наш урок с рассказа о пайетках.
Пайетки (блестки) - плоские диски
изготовленные из тончайших металлических,
слюдяных, а в наше время – металлизированных
полимерных пластинок.
Пайетки бывают:
- разных форм - круглые, квадратные, в форме
звезды и цветка и др.;
- размеров - от 2 до 7 мм,
- цветов и различными оливами - они могут быть
бесцветными, прозрачными, цветными, матовыми, с
металлическим блеском и с радужным отливом.
Пайетки могут быть расфасованы в пакетики либо
продаваться на метры (так называемые "ленты”).
Наибольшее применение находят пайетки круглой
формы с отверстием в центре. Их нашивают на
ткань рядами на манер чешуи, частично
перекрывая друг друга, можно вышивать длинные линии
узора, заполнять пространства внутри фигур,
нашивать их россыпью и составлять из них розетки.
Для фиксации одиночных пайеток
используется зерно бисера, через которое
пропускается рабочая нить. Зерно бисера
перекрывает отверстие пайетки, оставаясь на
поверхности диска и одновременно фиксируя
элемент украшения.
Демонстрация слайдов: Пайетки.
А теперь давайте рассмотрим следующий вид
бижутерийных материалов – стразы.
Стразами называются имитации драгоценных
камней.
Демонстрация слайдов: Стразы.
Один из видов стразов – "драгоценные камни”-
изготавливается из зеркального отполированного
стекла под цвет драгоценных камней. Эти стразы
вставлены в металлическую оправу, чаще всего
– серебристую. Все металлические оправы имеют
отверстия для крепления к ткани, поэтому лучше
нашить стразы не одним стежком , а двумя.
Существуют металлические оправы с острыми
зажимами, которые продавливаются с изнаночной
стороны ткани на лицевую и закрываются, после
того как между ними вставлен страз.
Другой вид стразов – это формы из зеркально
отполированного стекла или пластмассы с
плоской обратной стороной. Для крепления к
ткани в них предусмотрены два отверстия с
противоположных сторон или одно в центре.
Стразы этого вида бывают самые разные: круглые,
квадратные, овальные, в виде груши или звезды.
Стразы делают вышивку более богатой.
Самая известная фирма производитель стразов-
Swarowski.
Нашиваются они следующим приемами:
- Игла проходит сквозь отверстие в стразе, затем
нанизывается бусинка, и снова игла проходит
сквозь отверстие в стразе. Нить берется в тон
страза.
- Игла с нитью под цвет страза проходит сквозь
отверстие в нем и через его край идет в ткань на
изнаночную сторону. В зависимости желаемого
эффекта можно пройти иглой в одно отверстие
страза, затем нанизать столько бусинок, чтобы
достать до другого отверстия, и вывести иглу
сквозь него.
Еще бывают стразы с плоской обратной стороной
для горячей фиксации – со специальным клеем
на обороте, или прикрепляющиеся к ткани при
помощи клея.
Демонстрация слайдов: Стразы.
Теперь давайте подробнее остановимся на бисере.
Бисер – мелкие бусины, которые используют в
вышивании.
Принцип производства бисера таков: из
расплавленного стекла сначала вытягиваются
тончайшие трубочки. Затем они режутся на
короткие отрезки, смешиваются с песком и
помещаются в вертящийся барабан. Смесь песка и
стеклянных трубочек разогревается до высоких
температур. Стекло слегка оплавляется, срезы
сглаживаются, зерно бисера приобретает округлую
форму.
Кроме круглого бисера используется также граненный
и рубленный. Рубленный бисер ("рубка”)
отличается тем, что зерна его имеют не шаровидную
или геоидную ("мандаринчик”) форму,
представляет собой маленькие короткие
цилиндрики. Граненый бисер в сечении имеет форму
шестигранной или восьмигранной гайки.
Бисер выпускается: блестящий и матовый, а
также с отливом: перламутровым, радужным и
металлическим.
Размеры бисера, блесток и стразов
указываются обычно в метрических единицах. В
зависимости от производителя размеры бисера
могут отличаться. Следует иметь в виду: чем
меньше цифра, обозначающая размер, тем
крупнее бисер. Ряд из 10 бусинок размера 10,
плотно уложенных отверстиями кверху = 1,7 см.
Существует много способов фиксации бисера.
Рассмотрим сегодня швы "за иголку”,
"вперед иголку” по контуру можно пришивать
этими способами. Фиксация швом "за иголку” дает
лучший результат Однако по окончании работы для
выравнивания рисунка обязательно следует с
начала и до конца контура последователь пройти
прочной нитью через отверстия всех зерен, слегка
подтягивая нить по мере прохождения.
Иглы для бисера бывают № 10, 11 и 23. Чем
длиннее и тоньше игла, тем лучше она должна
гнуться. Выбирайте иглу, которая свободно
проходит в отверстие бусинки.
А завершит наше путешествие по бижутерийным
материалам – стеклярус.
Стеклярусом – называются не оплавленные
тончайшие трубочки из стекла длинной 3-7 мм
называются.
Стеклярус бывает гладким или граненным и
может различаться характером блеска.
Размер стекляруса определяется так: чем
меньше обозначение размера, тем мельче
стеклярус. Длина ряда из 10 сложенных концами
трубочек стекляруса размера 1 =2,5 см, размера 2 =4, 7
см.
Демонстрация слайдов: Бисер.
Какие же нитки нужно использовать для
вышивания этими материалами?
Для вышивания пайетками, стразами, бисером и
стеклярусом могут использоваться различные
нитки, однако предпочтительнее хлопчатобумажные
мерсеризованные нити (обработанные
специальным раствором щелочи). Нить должна быть
не длиннее 40 см, если вы шьете одинарной нитью, и 80
см, если нить складывается вдвое. Слишком длинная
нить легко путается, кроме того, по ней будет
скользить большее количество бусинок, отчего
нить быстрее перетрется и может порваться.
Трение уменьшают вощением нити пчелиным
либо свечным воском. (демонстрация вощения нити).
Если вышивка выполняется на одежде или
предметах, используемых часто, пришивайте
пайетки одинарной нитью, бисер – двойной. Если не
имеется в виду специальный эффект, подбирайте
нитки в тон бисера, стекляруса, пайеток и страз.
Ухаживать за вышитыми изделиями нужно
бережно. Стирать только вручную. Гладить только
слабо нагретым утюгом с изнаночной стороны без
нажима и без пара.
3. Практическая работа (35 мин.)
- Учащиеся переводят рисунок на ткань и
самостоятельно под наблюдением учителя
выполняют работу.
- Проведение вводного инструктажа по соблюдению
техники безопасности при выполнении
практической работы.
- Физкультминутка через 20 мин. После начала
работы.
IV. Закрепление нового материала (3 мин.)
Опрос учащихся по вопросам для контроля:
- Что называется пайетками?
- Назовите основные способы фиксации пайеток и
бисера?
- Какие иглы используют для вышивки бисером?
V. Домашнее задание (2 мин.)
Учащимся с высокими возможностями
предлагается подготовить сообщение по теме
урока.
Всем учащимся предлагается закончить
практическую работу для закрепления приемов,
освоенных на уроке.
Подготовиться к проверочной работе по
конспекту в тетради.
VI. Анализ выполненной практической работы,
подведение итогов (5 мин.)
Анализ работы класса.
Выявление типичных ошибок.
Демонстрация лучших работ.
Выставление оценок.
VII. Завершение урока (уборка рабочих мест) (3 мин.)
|