Минимальный уровень технологической
подготовки учащихся задаётся обязательным
минимумом содержания в образовательной области
"Технология”. Технологически образовать
ученика - значит сформировать у него жизненно
важные общетрудовые знания и умения. Поэтому при
организации образовательного процесса и
составления авторской программы раздела:
"Рукоделие” для леворуких учениц 5 - 6 класса” я
использовала структуру учебного материала по
традиционному направлению "Обслуживающий
труд”. За время 12-летней работы в школе я
перелистала много публикаций, но методик по
вышиванию для леворуких учениц так и не
встретила. Это натолкнуло меня на мысль
переработать существующие методики по вышиванию
под учениц с перцептивной деятельностью,
связанной с функциональной асимметрией мозга. В
связи с проблемой индивидуализации обучения
таких учениц я использую рекомендации
В.Г.Степанова, который выявил психологические
особенности перцептивной деятельности
школьников, связанные с функциональной
асимметрией мозга.
Человечество нашей планеты представлено двумя
неравнозначными по численности группами
леворуких и праворуких людей. В процентном
соотношении леворукие люди среди 18 - 25-летних
составляют всего 5%. Праворуким трудно себе
представить, с какими проблемами сталкиваются
"левши” в повседневной жизни - это все бытовые
предметы, приборы, приспособления. В левом
полушарии сконцентрированы механизмы
абстрактного мышления, которое выполняет
схематическое распознавание отдельных объектов.
Оно осуществляет абстрагирование
аналитического, рационально-логического
понятия, суждения, придаёт информации смысл и
значение, оперирует условными направлениями на
отражение искусственных форм символов, знаков.
Каждый левша имеет свою функциональную
организацию мозга. Они давно известны, как
предпочитающие в мануальных действиях
использовать левую руку, её движения более
индивидуализированы и отражают эмоциональные
особенности человека. Асимметрия рук относится к
моторным асимметриям. Существует несколько
вариантов определения ведущей руки - наиболее
объективным представляется участие рук в
процессе выполнения различных действий.
Учёные доказали, что нет смысла переучивать
"левшу”, леворукость - это не просто
преимущественное владение левой рукой, но и
отражение определённой межполушарной
асимметрии. Леворукие дети обладают целым рядом
характеристик, которые необходимо учитывать в
процессе обучения. Необходима дифференциация
обучения учениц с учётом их приверженности
определённому способу познания в течение всех
лет, проведенных в школе.
Сложность положения усугубляется тем, что нет
методик обучения. В литературе больше
обсуждается вопрос о воспитании таких детей, но
нет конкретных разработок практических методик
по трудовому обучению. Возникает необходимость
индивидуального подхода к обучению леворуких
учениц рукоделию на уроках труда, поэтому
представляю целесообразным модификацию методик
вышивания существующих для "правшей” в
переработке специальной системы обучения
"левшей”, предусматривая их различия между
собой.
Приходя в 5 класс, девочки уже владеют
некоторыми навыками владения иглой,
инструментами, приспособлениями, т.е. они умеют
ими пользоваться, и, естественно, в переучивании
нет смысла, потому что привычки уже укоренились:
они так же пишут и рисуют левой рукой. За границей
уже давно обратили внимание на эту проблему и там
существуют бытовые предметы, швейные машины,
ножницы, инструменты, приспособления для
леворуких людей. У нас с этим сложно, хотя
проблема существует реально. Из моих наблюдений
в классе леворуких учениц бывает до 3 - 4 человек,
по крайней мере одна ученица есть всегда. Первое
время меня это вводило в заблуждение, так как в
учебнике нет методических указаний для таких
учениц.
Появилась необходимость выявления моторики
леворуких учениц при выполнении ручных работ в
рукоделии, сохраняя индивидуальные способности,
развивая навыки пользования левой руки для
наилучшей адаптации к окружающему миру, условий
быта и труда взрослых членов общества, высоким
социальным достижениям. Выяснив взаимосвязь
способов зрительного восприятия и типов
репрезентативных систем подростков, я сама стала
пробовать вышивать левой рукой, но так как я
"правша”, мне очень трудно было переучиваться,
т.е. практически пришлось учиться заново. Но
после нескольких упорных занятий мне удалось
понять систему выполнения стежков при вышивании
"крестиком” и "гладью в прикреп” левой рукой.
На основе этого, мною были разработаны
технологические инструкционные карты методов
вышивания "крестом” и технологические
инструкционные карты методов вышивания "гладью
в прикреп”, для леворуких детей - учениц 5 - 6
классов, а также технологические инструкционные
карты для ручных работ при пошиве поясных
изделий (фартука, юбки) в 5 - 6 классах для
леворуких учениц.
В ходе занятий рукоделием - учитывая
индивидуальные особенности леворуких учениц, а
именно их способность восприятия знаков,
символов, - я помогаю проявлять творческие
способности, умение находить различные пути
решения поставленных задач, умение пользоваться
инструментами и материалами, эффективно
использовать необходимую информацию. Потому что
даже леворукие дети очень разные между собой и
пользуются своими методами владения собственной
левой рукой. Чтобы девочки-"левши" могли
проявить свои индивидуальные способности, мною
были разработаны технологические карты методов
вышивания "крест” и "гладью в "прикреп”, а
также технологические карты выполнения ручных
работ при пошиве фартуков и юбок в 5-6 классе. Фото
работы, выполненной ученицей-"левшой"
прилагается (рис.1).
Технологическая карта 1. Способ вышивания
методом "крест” раздела "Рукоделие” для
леворуких учениц 5 - 6 класса.
Первый способ - выполняется стежками по
горизонтали, начиная с низа от левого угла по
рисунку на канве:
ряд первый - а). Закрепляем рабочую нить с
лицевой стороны в левом верхнем углу выбранного
ряда, по рисунку, стежками под первый крестик.
Стежки прокладывают от(*)А\, слева на право и
сверху вниз по диагонали по схеме 1, т.е.
заполняем нижний слой шва "крест” нужного ряда
по расцветке, затем возвращаемся в обратном
направлении и выполняем верхний слой шва
"крест”, т.е. справа налево сверху вниз к (*)Б по
схеме 2,
ряд второй - б). От (*)Б\ делаем прокол через два
промежутка к (*)В. Стежки начинают от (*)В\, слева на
право и сверху вниз по диагонали по схеме 3, т.е.
заполняем нижний слой шва "крест” следующего
ряда этой же цветовой гаммы, верхний слой
этого же ряда выполняется справа налево по
диагонали и сверху вниз по схеме 4, и так далее до
полного заполнения всех рядов этой цветовой
гаммы, а затем и полного рисунка.
Примечание: с обратной стороны получаются
двойные вертикальные чёрточки.(Обозначение в
тексте значок (*) - означает слово точка).
Технологическая карта 2. Способ вышивания
методом "крест” раздела "Рукоделия” для
леворуких учениц 5 - 6 классов.
Второй способ - выполняется стежками по
вертикали, начиная с правого угла выбранного
ряда от нижнего края по расцветке рисунка:
ряд первый - а). Закрепляем нить с лицевой
стороны в правом нижнем углу выбранного ряда от
нижнего края рисунка. Стежки начинают от (*)А\,
справа на лево и снизу вверх по диагонали по
схеме 1, т.е. заполняем нижний слой шва "крест”
выбранного ряда по расцветке, затем возвращаемся
в обратном направлении и выполняем верхний слой
шва "крест”, т.е. справа на лево сверху вниз к (*)Б/
по схеме2,
ряд второй - б). Переход с ряда на ряд через два
промежутка канвы, т.е. из (*)Б в (*)В. Стежки начинают
от (*) В\, справа на лево и снизу вверх по диагонали
заполняем нижний слой шва "крест”, затем
верхний слой шва "крест” справа на лево сверху
вниз по схеме 3 и так до полного заполнения всех
рядов этой цветовой гаммы, а затем и полного
рисунка.
Примечание: с изнаночной стороны вышивки -
получаются двойные горизонтальные стежки.
(Обозначение в тексте (*) - означает слово точка).
Технологическая карта 3. Способ вышивания
методом "крест” раздела "Рукоделия”, для
леворуких учениц 5 - 6 классов
Третий способ - выполняется стежками по
диагонали, начиная с левого угла низа рисунка,
снизу вверх и слева на право по канве:
ряд первый - а). Закрепляем рабочую нить с
лицевой стороны в левом углу выбранного ряда, по
рисунку, стежками под первый крестик. Первый
диагональный ряд шва "крест” выполняется
полностью, т.е. нижний слой, затем верхний и так
переходя постепенно с каждым крестиком,
поднимаясь на один ряд вверх и направо, по схеме 1,
ряд второй - б). Выполняется сверху вниз.
Закончив 1-ый диагональный ряд, делаем по
горизонтали прокол иглой через промежуток,
возвращаемся сверху вниз по диагонали по схеме 2,
затем заполняем весь рисунок по схеме 3.
Примечание: этим способом пользуются при
вышивании больших объёмов вышивки (картины,
панно и так далее).
|