Цели:
- Обобщить и систематизировать о положении
человека в системе современного органического
мира;
- Основных этапов антропогенеза;
- Познакомить с критикой современных взглядов на
происхождение человека и её аргументацией;
- Продолжить формирование умения доказывать и
отстаивать своё мнение на примере темы.
Оборудование:
- Комплект мультимедийного оборудования.
- Дидактическое обеспечение
- Пакеты с информационными материалами,
иллюстрациями "Этапы эволюции человека"- 3
штуки (Приложение 1)
- Рейтинговые карты для подведения итогов урока.
(Приложение 2)
Предварительная подготовка к уроку:
- Знание содержания и терминологии гл.7 учебника
А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника
Общая биология 10-11 классы, изд. "Дрофа" 2007 год.
- Самостоятельный поиск и оформление информации
по проблемным группам.
Ход урока
I. Постановка цели урока, деление на группы,
объяснение заполнения рейтинговых карт.
II. Актуализация знаний о систематическом
положении человека в органическом мире.
Задание На экране вы видите представителей
царства животных, расположенных по возрастанию
степени "родства" с человеком. Соедините этих
представителей с названием подходящей
систематической группы.(работа с интерактивной
доской в режиме письма)
Демонстрация правильных ответов.
Работа в группах:
1 группа -признаки типа Хордовых и подтипа
Позвоночные.
2 группа - признаки класса Млекопитающих.
3 группа -признаки отряда Приматов и подотряда
Человекообразные.
Обсуждение результатов и заполнение
рейтинговых карт.
III. Систематизация знаний об основных этапах
антропогенеза.
Задание Какие систематические таксоны нужно
добавить ,чтобы иметь полное представление о
систематическом положении человека? Здесь
человек находится в полном одиночестве, но так
было не всегда.
Работа в группах с пакетами
информационно-иллюстративного материала.
1 группа выбирает признаки, характеризующие
древних приматов и австралопитеков.
2 группа выбирает признаки, характеризующие
питекантропов(древнейших людей).
3 группа выбирает признаки, характеризующие
неандертальцев (древних людей).
Обсуждение результатов, составление
зрительного ряда каждой группы на магнитной
доске. Оставшиеся карточки вывешиваются
отдельно - это признаки неоантропов.
(современных людей) Заполнение рейтинговых
карт.
IV. Движущие силы антропогенеза.
Задание: на экране вы видите портреты ученых,
внесших выдающийся вклад в эволюционную теорию.
Попробуйте воспроизвести их взгляды на эволюцию
человека.
Работа в группах.
1 группа взгляды К.Линнея.
2 группа взгляды Ж-Б. Ламарка.
3 группа взгляды Ч.Дарвина.
Обсуждение результатов и заполнение
рейтинговых карт.
V. Проблемы происхождения человека.
Современная антропология придерживается
взглядов Ч.Дарвина, однако сам. Ч.Дарвин и его
теория подвергалась и подвергается критике.
Накопление фактического материала порождает
иногда не только ответы противникам теории
антропогенеза, но и ряд вопросов которые ожидают
своих ответов. Есть ли другие объяснения пути Homo
sapiens? Какие проблемы существуют и чем они вызваны?
Может вам, в ваших изыскания суждено дать на них
ответы.
Выступления группы с информацией по домашнему
заданию (не более 3 минут, прения -1-2 минуты).
1 группа "Стойкие дарвинисты" см. презентацию.
2 группа "Разумные скептики" см. презентацию и
приложение 3.
3 группа "Креоционисты" см. презентацию и
приложение 4.
VI. Подведение итогов урока, заполнение
рейтинговых карт.
|