Этот урок был задуман для
того, чтобы научить ребят создавать собственное
высказывание о литературном произведении, а
также пополнить их лексикон новыми словами,
обсудить особенности научно-фантастического и
приключенческого жанра.
Учитель рассказывает о жанре рецензии, о
подготовке к её написанию. Его слово может быть
примерно таким.
Рецензия (лат. "пересмотр”) — это
критический отзыв. Рецензии пишут на что-то:
литературное произведение, научную работу,
спектакль, кинофильм, концерт. Мы будем учиться
писать рецензию на литературное произведение.
Латинское слово "рецензия” близко по смыслу
русскому "отзыв”. В отзыве мы выражаем своё
отношение к прочитанному, передаём свои
впечатления о произведении; в рецензии мы не
только описываем свои чувства, но и анализируем
содержание книги, оцениваем художественное
мастерство писателя. Это сложные задачи,
требующие от рецензента (автора рецензии) и
начитанности, и хорошего литературного вкуса, и
знаний по теории литературы. Чем больше анализа в
отзыве, тем ближе он к рецензии.
Работая над отзывом и рецензией, нужно
определить тему, идею произведения, осветить
проблемы, поставленные автором в книге, уметь
сжато передать содержание всей книги или
содержание отдельных её эпизодов, дать
характеристику героям, показать особенности
мастерства писателя, выразить своё отношение к
прочитанному.
У рецензии есть своя логика построения.
Предлагаемый вопросник поможет при её
написании.
— Понравилась ли книга? Можно ли рекомендовать
её для чтения?
— О чём эта книга? (Тема.)
— Каков сюжет произведения? В чём его
своеобразие?
— В чём необычность композиции?
— Как описан герой? Какие чувства он вызывает?
— О какой проблеме говорится в книге?
— Какова главная мысль книги? (Идея
произведения.)
— Когда, в какой обстановке вы её прочитали?
— Как оформлена книга?
А теперь начнём обсуждение
книги Герберта Уэллса «Человек-невидимка» по
этим вопросам, записывая ответы в тетрадь. (Важно
подобрать для рецензии такое произведение,
которое увлечёт всех. Мой выбор пал на роман
Уэллса.)
— Какую рецензию будем писать
(положительную или отрицательную)? Всем
понравилась книга? Или кто-то остался
равнодушным?
Но равнодушных нет. Книга, несомненно,
увлекательна и трудно представить человека,
который отложит её в сторону, прочитав первые
страницы. (Здесь можно привести суждение Юрия
Олеши из его книги «Прощание с жизнью»;
издательское название — «Ни дня без строчки».)
— О чём эта книга, какова её тема?
О необычной судьбе талантливого
учёного-физика, сумевшего сделать себя
невидимым.
— В рецензии целесообразно передать сюжет
произведения. Вспомним, как в захолустном
Айпинге появился таинственный незнакомец.
(Следует краткий пересказ сюжета — выступление
ученика.)
— Какие определения вы подобрали бы для
того, чтобы охарактеризовать этот сюжет?
Увлекает ли вас он вас? Чем интересен?
Подберём и запишем эпитеты к слову "сюжет”: увлекательный,
острый (вызывающий острые ощущения), напряжённый,
фантастичный, оригинальный, интересный.
В пёстром мире приключенческой литературы
царят свои законы. Один из них — стремительно
развивающееся действие, сюжет должен быть
острым, чтобы держать читателя в напряжении.
Уэллс писал об этой особенности
научно-фантастического жанра: "Когда человек
бежит от тигра, он не будет останавливаться,
чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по
которой он бежит; и вряд ли у него достанет
времени любоваться бархатным мхом на стволе
дерева, куда он, спасаясь от преследования,
погони, взбирается. Вот так же стремительно
должен развиваться сюжет в приключениях”.
— Каким приёмом пользуется автор
научно-фантастических и приключенческих
произведений, чтобы вызвать у нас острое
любопытство? Что вы можете сказать о композиции
произведения?
Уэллс нарушает порядок в изложении событий,
чтобы заинтересовать нас. Всё начинается с тайны,
загадки. Вспомним похожие примеры:
«Человек-амфибия» А.Р. Беляева, «Гиперболоид
инженера Гарина» А.Н. Толстого.
— Загадочен и мрачен уэллсовский герой.
Кратко опишите его, используя назывные
предложения.
Перекрещенные бинты на лице. Розовый картонный
нос. Синие очки-консервы. Фетровая шляпа с
широкими полями. Плащ, закутывающий героя с
головы до пят. Перед нами фальшивый облик героя,
маска, за которой скрывается преступник.
— Какие выразительные детали дополняют
портрет героя?
Яростные жесты, стремительная походка,
раздражённый голос. С помощью лаконичного
(скупого, но выразительного) портрета автор
рисует внешний облик героя, окружает его мрачным
ореолом.
— Как можно охарактеризовать внешность
невидимки?
Жуткая, фальшивая, страшная, поразительная,
отвратительная, дьявольская. Портрет у Уэллса —
"говорящий”, если мы заглянем в душу Гриффина,
нам станет гадко и отвратительно. Описание
тонких душевных движений — психологизм (ср.
психея — греч. "душа”) не свойственен
писателям-фантастам. Однако Уэллс не только
фантаст, но и тонкий психолог. С его помощью мы
начинаем понимать, почему талантливый учёный
стал преступником.
(Ученик рассказывает краткую историю падения
Гриффина.)
Мы понимаем: страсть к исследованиям
отгородила Гриффина от людей вместо того, чтобы
соединить с ними. Из живого мира он переместился
в пустыню. Аппараты заменили ему людей.
Постепенно он дичает от одиночества, которое
становится нормой его жизни, он перестаёт
испытывать обычные человеческие чувства.
Человечность ему кажется слабостью.
Если вбить клин между умом и сердцем, то разум
очерствеет, а сердце остынет. И недозволенное
станет дозволенным.
— Охарактеризуйте с помощью эпитетов
- Гриффина-человека: (чёрствый, эгоистичный,
властный, презирающий людей, мнящий себя
суперменом, жестокий);
- Гриффина-учёного: одарённый,
талантливый, волевой, мужественный; энтузиаст
(человек, воодушевлённый идеей, горячо преданный
делу), фанатик (человек, с исключительной
страстью преданный чему-либо: религиозный
фанатик, фанатик науки).
— О чём мечтает Гриффин?
О царстве террора, о том времени, когда он
будет диктатором и весь мир будет лежать у его
ног.
— Можно ли одного Гриффина обвинить в
его преступлениях?
Обратите внимание, в каком обществе живёт
Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный
поедает слабого. При первой же возможности тебя
сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его
никто не поддержит, а если кто и заинтересуется
его исследованиями, то только в корыстных целях.
Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы
избавиться от страха, мечтает о временах, когда
сам будет внушать ужас. Он совершает
отвратительное преступление ещё до того, как
кто-то успел совершить преступление против него.
Гриффин знает, что мир жесток, — и желает
противопоставить ему ещё большую жестокость, он
знает, что живёт среди волков, — и хочет быть
самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль,
трудно сохранить человеческую душу.
— Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив,
если бы достиг мирового господства?
Человек только тогда счастлив
по-настоящему, когда творит добро для других.
— Почему погиб человек-невидимка?
Он погиб до того, как его забили насмерть на
городской окраине. Он погиб, потому что не сумел
подняться до высокого служения людям. А только
оно определяло — остаться ему человеком или нет.
— Жаль ли вам этого человека?
Обидно за незаурядную личность.
— Какую же проблему ставит Уэллс в
своей книге? Важна ли она?
Уэллс не желает скрывать опасности,
таящиеся в научно-техническом прогрессе. Наука
может приносить человеку не только великие блага
(электричество, радио, телевидение, лекарства от
смертельных болезней), но и быть обращённой во
зло людям (например, помогать создавать оружие).
Основная мысль книги: учёный, и даже просто
талантливый человек, должен быть
высоконравственной личностью, использовать
Божий дар для блага людей и помнить о своей
ответственности перед ними. Можно завершить
разговор рассказом о судьбе академика Андрея
Дмитриевича Сахарова, одного из разработчиков
ядерного оружия, подвергшегося репрессиям за
антивоенные выступления.
Создание собственно рецензии (с опорой на
записи в тетради) мы предлагаем в качестве
домашнего задания. В классе можно оформить стенд,
на котором вывесить ученические работы. |