Цель урока:
- на основе
понимания подвести к выведению правила
правописания безударных
окончаний.
- составить алгоритм проверки
безударных окончаний.
Образовательные задачи:
- Ввести понятие "алгоритм” проверки
безударных гласных.
- Выработать представление о
проверочных словах с ударным
окончанием.
- Выработать умение применять
теоретические знания в практических
работах.
Задачи развития:
- Развивать устную речь, создавать
ситуации для применения основных
понятий в
речи.
- Развивать творческое мышление через
создание условий для самореализации
и творческого
потенциала учащихся.
Воспитательные задачи:
- Формировать адекватную самооценку.
- Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Актуализация проблемы.
Ученые исследуют различные области
наук, русский язык не исключение. На
сегодняшнем уроке вы будете учеными –
исследователями, урок пройдет у нас в
виде выездной исследовательской
комиссии.
Словарная работа
Пред вами "стоит” чашечка кофе,
которое вас взбодрит и настроит на
рабочий лад.
На какую орфограмму данные слова.
Произнесем их орфоэпически. В тетрадях мы
запишем только гласные буквы,
интересующие нас, орфограммы укажем
зеленым цветом.
Сирень _и_е__
Палатка _а_а__а
Костер _о__е_
Копыто _о_ы_о
Облако о__а_о
Корзина _о__и_а
Разбейте слова на три группы. Назовите
их. /1, 2, 3 склонение/
Определите склонение /Взаимопроверка в
парах/.
Вашему внимание предлагаются свежие
газеты. Откройте их.
Что общего между словами, которые вы
прочитали. /Имя существительное/.
Просклоняйте данные слова, поставьте
ударение, записав только окончания.
На доске и в газетах-буклетах:
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Земля |
крыло |
печь |
Луна |
день |
степь |
Свяжите все эти слова в небольшой
рассказ, чтобы они соответствовали
нашему уроку.
Н-р: Во время полета земля была, как на
ладони. Полная луна освещала путь. При
посадке
Крыло самолета почти коснулось степи.
2. Постановка проблемы.
- Вызвало ли затруднение написание
окончаний?
- Почему /Окончание стоит под ударением/
- В каком случае написание окончаний не
вызывает затруднений /когда гласная под
ударением/
- Запишем слова
На крыле, по земле, об облак?, на неб?, на
скорост?
- Назовите причину,по которой вы не
смогли уверенно вставить окончание у
существит. На облак?, на неб?, на
скорост? /окончание стоит в слабой
позиции/
- Знаете ли вы способ проверки
безударной гласной имени
существительного?
- Сформулируйте проблему нашего урока,
которая и станет дальнейшим
исследованием?
Цель нашего сегодняшнего выездного
заседания:
Выяснить способ проверки безударной
гласной в окончании имени
существительного.
Физминутка.
- Вы отдохнули. Продолжим нашу
исследовательскую работу.
-Что будет являться объектом нашего
исследования? \безударное окончание им.сущ.\
- Какова будет наша гипотеза?
3. Гипотеза /предположения детей/.
Безударное
окончание зависит от падежа и склонения
имени существительного.
4. Письменное выполнение работ ( у каждого
ученика буклет в виде ботового журнала)
В исследовательском журнале записана
тема урока, цель исследования, объект
исследования.
Объектом исследования являются слова:
1 группа исследователей – земля, туча
2 группа исследователей – крыло, туман
3 группа исследователей – степь, скорость
- В каких падежах легче всего допустить
ошибку? /В 1-м склонении: в Р.п., Д.п, П.п.; во
2-м склонении: в Т.п.
и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п.,П.п./
- Как нужно действовать, чтобы не
допустить ошибки?
Делаем вывод:
Безударное окончание существительного
зависит от склонения и падежа, в котором оно
стоит, т.е от склонения и формы слова,
проверяется данная орфограмма с помощью
ударных окончаний
в том же падеже и склонении.
Работа с учебником
- Назовите слова помощники /земля, крыло,
степь/
- Почему данные слова называются слова -
помощники. /имеют ударное окончание/
- Нам с вами необходимо научиться ставить
слово-помощник в ту же форму, что и
слово с безударной гласной.
5. Выведение алгоритма:
- Ставлю имя существительное в начальную
форму.
- Определяю склонение.
- Подбираю слово – помощник /относящееся
к данному склонению/
- Ставлю слово в ту же форму.
- Пишу такое же окончание, что и у слова-помощника.
- Обозначаю орфограмму.
- Сравните сделанный вывод с гипотезой,
выдвинутой в начале урока.
/Вывод и гипотеза совпали/
- Уважаемые исследователи, ваша гипотеза
оказалась верной. Выездное заседание
подходит к
концу. Необходимо выполнить работу, в
которой понадобятся наши новые знания о
способе проверки безударных гласных у
имени существительных.
/работа в исследовательском журнале –
буклете/
Взаимопроверка в парах.
6. Итог урока: Считаю, что исследование
прошло успешно, цели достигнуты.
Что вас, как ученых, заинтересовало
больше всего?
Что вызвало трудности?
Над чем вы предложите позаниматься на
следующем уроке? |