Демократические перемены в российском обществе тесно связаны с активными усилиями по реформированию системы образования. В соответствии со стратегией модернизации общего образования эти усилия направлены на создание условий, обеспечивающих гуманистический характер и высокое качество получаемого образования, направленность системы образования на развитие и поддержку индивидуальности каждого ребенка, возможность для его самоопределения и самореализации. В школе ХХI века, по мнению М.М.Поташника, вместо прежнего понятия «образование» возникает новое понятие «Образование личности», как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач – деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности. Ребенок становится активным субъектом образования своей личности, это должны понимать и педагоги и родители. Особая роль, миссия при таком подходе отводится педагогам. Педагог – самая важная фигура для ребенка в системе образования. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки, убеждения, свобода его действий – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяет сам процесс образования. Отбор содержания образования, форма общения, реализуемая в процессе образования, определяет направление и качество развития ребенка. Именно в контексте взаимодействия педагога с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях. Остановимся на взаимодействии педагог – ребенок – родитель в системе развивающего обучения. Большой опыт работы по реализации программы РО (развивающего обучения) в нашей школе позволяет утверждать, что к взаимодействию с ребенком готов только тот педагог, который прошел компетентную подготовку, как с точки зрения знания психологии развития детей, так и знания данной образовательной технологии. Воспитание педагога РО невозможно, если его переподготовка осуществляется информационным способом. Войти в технологии РО можно только «изнутри», попробовав на себе методы постановки учебной задачи, отработки учебных действий, различные способы организации учебной деятельности: групповой, фронтальной, и т.п. Тогда возможно изменение его позиции – от авторитарной к диалогической, что является, по признанию самих педагогов, самым трудным. Педагоги нашей школы, как и руководители, прошли обучение в Центре переподготовки работников образования «Развитие личности» (г. Москва). Несколько молодых педагогов продолжают обучение в Центре. Задача руководителей школы не только найти средства на переподготовку педагогов, приобретение новых пособий и учебников, но и создать мотивацию для учебы. Взаимодействия руководители – педагоги – это психологическая поддержка, взаимопонимание, постоянный анализ полученных результатов, отслеживание индивидуальных личностных изменений каждого ребенка. Особая роль отводится педагогам-наставникам, имеющий свой личностный опыт работы в системе РО. Благодаря им, в школе скомплектованы методические, дидактические, диагностические материалы по основным разделам учебных дисциплин начальной школы. Взаимодействие между педагогами РО – это проявление к друг другу поддержки, заинтересованности в получении общих результатов, творческое общение. В личном плане педагогов РО отличает стремление к саморазвитию, повышению своего профессионального уровня. Многие педагоги серьезно занимаются научной разработкой наиболее актуальных направлений в РО: безотметочное обучение, формирование самооценки у школьников начальных классов, развитие логического мышления и т.д. Именно такие педагоги-профессионалы создают условия для личностного развития ребенка, развития его способностей. Взаимодействие педагог – ребенок начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Ребенок становится активным субъектом обучения. Взаимодействие педагога направлено, по мнению Г.А.Цукерман (одного из авторов психологического обоснования РО), на формирование у детей самостоятельности суждений и поступков, независимости от авторитетов, критичности по отношению к своим и чужим действиям, инициативности в постановке задач, способностей и склонностей к преобразованию сложившихся способов действий, если они входят в противоречие с новыми условиями действования. Основные принципы педагога РО – не давать знания в готовом виде. Ученик должен их добывать, выполнив задание, требующие интенсивной умственной работы. Учитель постоянно активизирует ученика: предлагает высказать и аргументировать свою точку зрения, предложить свой способ решения задачи. Вывести самому правило, поработать с дополнительной или справочной литературой. На каждом этапе урока ученик должен знать, чем он занимается и для чего ему это необходимо. Часто педагог РО использует на уроках групповую форму работы. Это необходимо для освоения детьми способа сотрудничества по принятию единого решения, формирования дружеских межличностных взаимоотношений. Наблюдая за работой детей, педагог опосредованно (через дополнительные вопросы, создание проблемных ситуаций) направляет учебные действия детей на решение учебной задачи. Его цель: поддержать творческую обстановку на уроке, научить детей исследовательским методам работы на начальном этапе обучения. На принципах развивающего обучения учителя РО проводят внеклассные мероприятия: предметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры. Обсуждая вместе с детьми итоги учебной или внеклассной деятельности, они обучают детей основам рефлексии. У детей, прошедших обучение в РО в нашей школе мы отмечаем сформированность познавательного интереса, достаточно высокую мотивацию к учебной деятельности, способности к самоконтролю и самооценке. Закономерно возникает вопрос: как строить взаимодействия с детьми на следующих этапах обучения? В основной и старшей школе много талантливых педагогов, способных увлечь и заинтересовать учащихся, но до сих пор нет преемственности педагогических технологий, продолжающих принципы РО. По нашему мнению, на следующих этапах обучения можно использовать технологию проблемного обучения и организацию проектной деятельности учащихся.На данном этапе обучения все больше должна устраняться доминирующая роль педагога в процессе освоения знаний и опыта учащимися. При такой организации обучения педагог должен не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направляя его познавательную деятельность. Современная проектная деятельность учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности и, одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов даст им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Сохраняется принципы организации в РО учебной деятельности – поисково-исследовательский характер учебной деятельности учащихся для освоения системы теоретических понятий, индивидуальная форма учебной активности каждого ученика. Взаимодействие педагог – ученик – это создание учителем условий для самоопределения ученика, самоутверждения и самопродвижения в учебной деятельности. Каждая школа должна сама определить, какую образовательную модель необходимо выстраивать с учетом обучения младших школьников в системе развивающего обучения и с учетом новых требований к качеству образования выпускников, определенных стратегией модернизации российского образования. В стратегии модернизации подчеркивается особая роль и ответственность родителей, как активных субъектов образовательного процесса. Главное противоречие между позицией сегодняшней школы и позицией многих родителей в отношении ребенка заключается в характере основных требований к ребенку. Если школа добивается оптимального развития каждого ребенка, соответствующего возрасту и его (ребенка) индивидуально-личностным особенностям, склонностям и способностям, если для нее главным является не накопление знаний, умений, навыков, а достижение определенного уровня познавательного, социально-личностного и эстетического развития, если в основу оценки такого развития кладется не абсолютное, а в первую очередь относительная успешность, темп продвижения ребенка, – то многие родители подходят к оценке успешности своих детей формально, измеряя эту успешность количеством положительных и отрицательных отметок, недооценивая индивидуальные склонности, особенности и трудности именно данного ребенка, стремясь, чтобы их ребенок был «как все», а не шел своим собственным путем. Часто возникают противоречия между позицией школы и позицией родителей в отношении ребенка, требований к нему. Поэтому одна из главных задач школы – сделать родителей своими единомышленниками, разделяющими цели и задачи школы, особенно если школа реализует программы развивающего обучения. Многие родители не готовы к тем трудностям, которые они встретят при освоении ребенком программ РО. Прежний опыт традиционного обучения не дает возможность родителям оказать детям содержательную помощь. Ребенок и родитель начинают не понимать друг друга, так программы РО насыщены такой терминологией и новизной в решении учебных задач, что часто самих родителей ставят в тупик. Задача педагога – подготовить взрослых к новой роли – родителей ребенка обучающегося в системе РО. Начинается активное взаимодействие педагог – родитель. Через различные педагогические формы: индивидуальные собеседования, консультации по учебным предметам, открытые уроки, внеклассные мероприятия, родительские собрания, психологические тренинги. Постепенно родители осознают свою роль: не становиться учителем дома, но оказывать ребенку эмоциональную, психологическую поддержку, предоставлять детям максимально возможную самостоятельность в организации своих действий по выполнению домашнего задания и только положительно оценивать деятельность ребенка. Целенаправленная работа с родителями дает желаемые результаты: педагоги получают дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях ребенка. Между педагогами и родителями устанавливаются отношения доверия, взаимопонимания, сотрудничества. На основе взаимодействия, общения с родителями мы работаем на протяжении многих лет и достигли определенных результатов: – родители понимают цели и задачи, которые стоят перед школой; – владеют информацией о школьной жизни; – активно участвуют в управлении школой; – большинство родителей имеют хороший контакт с педагогами; – многие родители открыты, готовы к обмену мнениями; – родители заинтересованы в развитии школы и оказывают большую материальную помощь. Отношения сотрудничества с родителями – являются основой для реализации образовательной программы нашей школы. Одной из главных задач школы – создание условий для формирования и развития личности, способной к саморазвитию и самоопределению. При активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса педагогов – учащихся – родителей становится реальной цель нашей школы: выпустить в жизнь молодых людей не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, компетентными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий мир. |