Заключительный урок года по музыке в 5 классе.а
и пугать его, доставлять удовольствие и
приносить страдания ему. Из-за него нашу планету
зовут голубой. За него борются люди и не могут
прожить и пяти дней не обладая им?
Предположения учащихся.
Да, Вы правы, это вода! Удивительное вещество. А
как Вы относитесь к воде? Что она для Вас значит? В
каком состоянии она Вам больше нравится?
Ответы учащихся.
Вот сейчас мы послушаем с Вами удивительную
запись. Не спешите отвечать, ее надо прослушать
полностью, до конца, и дать предположительные
названия всех фрагментов звучания. Запишите их
себе в тетрадь в колонку №1 таблицы, образец
которой есть на доске.
Названия
фрагментов аудиозаписи №1 |
Предполагаемое
название музыкальных произведений |
Почему я
выбрал
такое название |
Настоящее
название музыкальных произведений |
Живописные
полотна, близкие по образу музыкальным. |
Звучание натуралистической записи звуков воды:
- Звук капели;
- Звук дождя;
- Звук водопада;
- Звук ручья;
- Звук штормовых волн.
Ответы учащихся.
Молодцы! Эти звуки почти всем знакомы. Но
каждый, думаю, их воспринимает по-своему. И вот
здесь начинается удивительное таинство, которое
разгадать не сможет, наверное, никто и никогда.
Ведь звуки живой природы изменить нельзя, это
внешнее, не зависящее от нас явление. А
воспринимаем мы их каждый по-своему и зависит
этот процесс от многих причин, зачастую трудно
объяснимых.
И сейчас снова прозвучит загадка, на сей раз
музыкальная.
Определите, пожалуйста, какое состояние воды вы
сейчас услышите и объясните, почему. Сделайте
пометки в своих тетрадях во 2-ой колонке таблицы
выписанной на доске.
Прослушивание:
- М. Равель "Игра воды"[ 1];
- А. Шнитке "Поток"[ 2];
- Н. Римский-Корсаков "Садко". Музыкальная
картина ( начальная тема) [ 3].
Ребята, я попрошу сначала дать Ваши
предполагаемые названия трех произведений.
Ответы учащихся.
А теперь попробуйте доказать, отталкиваясь от
музыкального языка, почему Вы их так назвали.
Ответы учащихся.
Вот настоящие название произведений (выписать
в 3 колонке таблицы на доске).
А теперь попробуем объяснить, почему их так
назвали композиторы, написавшие прослушанную Вами
музыку (краткое повторение отрывков
вышеназванных музыкальных произведений).
Ответы учащихся.
Учитель выбирает из ответов наиболее близкие к
примерному анализу произведений и выделяет их:
М.Равель . "Игра воды":
- спокойный темп;
- тихое звучание;
- изменение гармонических красок;
- звучание мелодии в высоком и среднем регистре;
- исполнение одним тембром - фортепиано;
А.Шнитке. "Поток":
- многократное повторение одного и того же
мотива;
- нарастающая динамика звука, имитирующая
приближающийся поток;
- быстрый темп;
- звучание мелодии без перерывов (без пауз);
- необычное тембровое звучание на синтезаторе
АНС;
Н.А.Римский-Корсаков. Музыкальная картина
"Садко"( начальная тема):
- широкое звучание мелодии, захватывающее
большой диапазон;
- тембровое звучание симфонического оркестра;
- спокойный темп;
- постепенное усиление и затухание звука.
А теперь вы посмотрите четыре
живописные картины и выберете которая из них или
несколько по Вашему мнению ближе всего передают
состояние воды, изображенное музыкальными
произведениями, (даются в репродукциях,
слайдовом или проекторном изображении ), и
запишите их в колонке № 4 таблицы на доске, выбор
надо будет доказать:
Ф.Васильев "Мокрый луг"." Рис. 1";
А.Гримшоу "Вечер над Темзой". " Рис. 2";
И.Айвазовский "Радуга". " Рис 3";
Цзян Шилун "Водопад Хуаншань"." Рис. 4".
Ответы учащихся
Скорее всего дети выберут по две картины,
близкие по образному состоянию к каждому
музыкальному произведению. Поэтому желательно
вызвать спор с доказательствами, условно связав
и проанализировав такие музыкальные и
живописные понятия как: тембр - цвет; гармония -
колорит; темп - линия, штрих; динамика -
композиционное построение и т.д. Развивая спор
оставить окончательный вывод открытым , как знак
уважения к разным мнениям и индивидуальному
восприятию произведений искусств.
Вот видите, какие у Вас разные мнения и это
хорошо, потому что мы все с вами чувствуем
по-разному.
Удивительное все-таки вещество вода. Сколько
разных настроений оно таит.
Поэтому надо бережно относиться к окружающей
нас природе, ее богатствам и красоте, быть добрым
и искренним.
Давайте исполним " Песню о земной красоте "
композитора Я. Дубравина на слова В. Суслова
(выучена заранее).
" Рис.5",
" Рис.6",
" Рис.7".
Исполнение песни учащимися.
Хочется подвести итог всей нашей работе на этом
уроке и за год. Искусство - удивительное явление.
Разными языками: живописным, музыкальным,
поэтическим, языком киноискусства и другими, оно
рассказывает нам об одних и тех же явлениях
природы и жизни человека и мы не перестаем
удивляться этому многообразию и своеобразию.
Хочется предложить Вам домашнее творческое
задание: сегодня не прозвучали стихи о воде и
отрывки из литературных произведений. Я надеюсь,
что дома Вы поищете их в книгах и, может быть,
вдохновленные сегодняшним уроком, напишите их
сами, наблюдая воду во всех ее проявлениях, а
потом поделитесь с нами своим творчеством. |