Цели:
- создать первичное представление о научном
понятии "общение”, его задачах и видах;
- развитие навыка общения, способности к
восприятию другого человека.
I. Актуализация знаний учащихся и
подводящий диалог к проблеме.
1. Игра "Волшебный микрофон”
Инструкция для учащихся.
Сядьте, посмотрите на волшебный микрофон,
который я вам принесла. Сейчас право говорить
получит только тот ребёнок, у которого в руках
находится волшебный микрофон. Все остальные
должны будут внимательно слушать до тех пор, пока
микрофон не перейдёт к ним.
Я хочу, чтобы каждый, кто держит микрофон,
рассказал нам о событии, которое произошло на
прошлой неделе и вызвало у вас положительные
эмоции и хорошее настроение?”
Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому
передавать микрофон дальше.
(После инструктажа дети играют в данную игру,
учитель начинает).
2. Помогла ли вам эта игра лучше понять своего
одноклассника, его внутренний мир, раскрыть
новые черты характера?
3. В процессе игры, что мы с вами делали?
(делились впечатлениями, разговаривали,
общались)
4. На доске появляется табличка со словом
"общение”.
II. Создание проблемной ситуации.
Какие вопросы нужно рассмотреть, чтобы
раскрыть это понятие?
В процессе ответов учеников на доске
появляется схема.
III. Открытие нового знания.
С какого вопроса начнём своё исследование?
1. Что такое общение? (учащиеся предлагают свои
варианты)
Общение – это способ узнать личность другого
человека и проявить собственную.
2. Прочитайте вывод в учебнике (стр. 34). "Человек
и человечество” 4 класс, Д.Д.Данилов, О.А.Данилова,
С.С.Кузнецова.
3. Совпадает ли ваше предположение с
определением авторов учебника?
IV. Расширение нового знания.
1. Прочитайте первый абзац статьи учебника,
используя условные значки:
V – знал, ! – узнал новое, ? – хочется узнать
подробнее (приём "Инсерт”).
2. Проверка (выборочное чтение):
- Что вы уже знали?
- Что нового узнали?
Какую информацию хочется узнать подробнее?
Учащиеся для себя сделали открытие,
оказывается, что читая книгу, любуясь
произведением искусства, слушая музыку, мы тоже
общаемся.
Каким образом это происходит?
3. Игра "Я тебя понял”
Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте
А) отрывок из песни, представьте то, о чём в ней
говорится.
Скажите автору этой песни: "Я понял тебя …, ты
говоришь…”
Дети продолжают данную фразу.
Б) Раздаётся отрывок из стихотворения, дети
читают.
Скажите автору этого стихотворения:
"Я понял тебя…, тебя волнует…”.
В) На доске репродукция картины "Мать и дитя”
Пабло Пикассо. Рассмотрите внимательно
репродукцию картины и продолжите фразу: "Я понял
тебя…, ты сказал мне…”.
Сейчас мы общались с композитором, поэтом,
художником через их творения. Одно и то же
произведение воспринимается по-разному. Люди,
получая одинаковую информацию, пропуская через
себя, реагируют на неё каждый по-своему.
4. Следующий вопрос, на который мы должны найти
ответ
"Как (с помощью чего) мы общаемся?”
В процессе общения с учащимися на доске
появляется схема.
Чтобы люди лучше понимали друг друга, их слова и
выразительные движения не должны различаться по
смыслу.
Предлагается детям в карточках фразу соединить
с рисунком.
5. Работа по карточкам.
Несмотря на всё богатство языка мимики и жестов
нашим основным средством общения является речь.
"Общение” - очень сложный "предмет”, общаться
мы учимся всю жизнь. Уметь общаться – это значит
уметь понимать и уметь быть понятым.
V. Домашнее задание.
Какой вопрос остался открытым?
(правила общения)
Ответ на этот вопрос найдёте дома, используя
различную литературу и беседуя с родителями, они
имеют большой опыт общения, нарисовать плакат
для одного из правил общения.
VI. Рефлексия.
Приём "Уголки”.
- В правый угол встанут те ребята, которые уроком
довольны, работали активно, изучаемый материал
понят полностью.
- В левый угол – учащиеся, довольные уроком,
материал в основном усвоен, старались отвечать
на все вопросы.
- В центр – урок не принёс пользы, тема была
непонятна, было неинтересно.
(учащиеся аргументируют свой выбор). |