Цель урока: продолжить формирование у
учащихся здорового образа жизни. Задачи урока:
дать понятие о строении уха, о
том, как воспринимается звук, воспитывать бережное отношение к органам
слуха. Оборудование урока:
магнитофон, кассета,
разрезанный на 8 частей рисунок уха, набор карточек с надписями
составных частей уха. На доске:
таблица «Строение уха», рисунок уха,
плакат с ответами на вопросы. На партах:
учебные принадлежности, рисунок
строения уха без надписей.
– Здравствуйте, ребята! Начнем урок с
общеукрепляющей гимнастики.
(Учащиеся выполняют под ритмичную музыку
комплекс общеукрепляющих упражнений.)
– Настроились на урок, бесшумно садитесь.
Сегодня к нам пришли две собеседницы, послушаем их диалог.
(Диалог двух девочек, изображающих глухих
старушек.)
– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие, вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
– Что произошло? Почему два человека не поняли
друг друга?
(Ответы учащихся.)
– Старушки слышали просто звуки, обращенные
друг к другу, и не улавливали их смысла. Видимо, у собеседниц есть
проблемы со слухом.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со строением уха,
узнаем о том, как воспринимается и передается звук. С помощью ушей
человек воспринимает окружающий его мир – мы слышим самые разнообразные
звуки: шелест листьев, пение птиц, получаем удовольствие от хорошей
музыки.
Закройте на минутку уши ладонями. Внимательно послушайте себя.
Какие ощущения у вас возникают?
(Ответы учащихся.)
– Я думаю, вы согласитесь, что неуютно, скучно,
безмолвно стало бы вокруг нас без звуков.
С самых первых мгновений, от появления на свет, нас окружают,
сопровождают в течение всей жизни всевозможные звуки. Перемещаясь по
воздуху, они образуют звуковые волны.
На что они похожи, как вы думаете?
(Ответы учащихся.)
– Верно, они похожи на те волны, которые мы
видим на воде. Воздух – огромный океан, по которому бегут эти волны.
Звуковые волны могут проходить и через воду, и через твердые предметы –
стены, двери… Вы ведь слышите, что за закрытыми дверями соседней комнаты
разговаривают ваши родители или старшие братья и сестры?
А к какому органу чувств относятся уши?
(Ответы учащихся.)
Итак, наши уши – органы слуха, улавливают
звуковые волны. Давайте посчитаем: сколько у вас ушей?
(Ответы учащихся.)
– Вы правы, но не совсем. У человека
действительно есть правое и левое ухо – два видимых, но есть еще и
невидимые – по два с каждой стороны. Сколько же получается всего?
(Ответы учащихся.)
– Вы правильно посчитали: шесть ушей.
Рассмотрим строение уха. Оно состоит из трех частей.
(На доске учитель пишет слово ухо
и подписывает три составные части: наружное, среднее,
внутреннее.)
– Наружное ухо – это ушная раковина. Она
устроена таким образом, что воздух в ней завихряется и пылинки, а вместе
с ними микробы и бактерии, оседают на ее поверхности. Сама ушная
раковина ничего не слышит, а лишь улавливает, собирает звуковые волны
(своего рода локатор) и направляет их в наружный слуховой проход, идущий
внутри головы.
(К рисунку на доске по мере называния каждой составной
части уха прикрепляется карточка с названием.)
– А начинается он маленьким отверстием
посередине ушной раковины. Слуховой проход у нас не прямой, а
извилистый. Это защищает ухо от всего того, что может случайно попасть в
него. В нем выделяется густое клейкое вещество желтоватого цвета –
ушная сера. Пылинки, соринки приклеиваются к сере и не проникают внутрь.
Этот проход заканчивается тупиком. Здесь путь звуковой волне
преграждает тоненькая и гибкая барабанная перепонка – туго натянутая,
как на барабане, кожица.
(Ребята подписывают на рисунках.)
– Звуковые волны, ударяясь о нее, вызывают
колебания: сильные – сильнее, слабые – слабее.
Вы, наверное, слышали звон в ушах? Это сильная звуковая волна
ударяется о барабанную перепонку. Так барабанная палочка, ударяя
барабан, вызывает звук.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать музыку.
(Дети слушают спокойную музыку.)
– Итак, продолжим наше знакомство со строением
уха.
За барабанной перепонкой внутри черепа расположено нежно укрытое
среднее ухо. В нем находятся три слуховые косточки с удивительными
названиями: молоточек, наковальня, стремечко.
Молоточек крепится к барабанной перепонке. Как только она
начинает дрожать из-за звукового колебания, молоточек ударяет по другой
косточке – наковальне, которая, в свою очередь, нажимает на стремечко.
Среднее ухо напоминает маленькую кузницу, где в 50 раз усиливаются
колебания барабанной перепонки. Благодаря этому мы можем слышать, как
поет маленький комарик, журчит ручеек.
А вы знаете, какая улитка самая быстрая в мире?
Та, что находится у нас в третьем, внутреннем ухе.
Конечно же, она не настоящая, а просто своими завитками похожа
на домик улитки. Внутри «ушная улитка» заполнена жидкостью, которая
приходит в движение. А самая быстрая она потому, что молниеносно
превращает механические колебания тоненькой дверцы, за которой она
сидит, в электрические сигналы, импульсы, которые по слуховому нерву
направляются в головной мозг, где и происходят их расшифровка, обработка
– и организм получает сигнал, как ему поступать в том или ином случае.
Звонит телефон, летит комарик – они издают звук, который
проходит через наши органы слуха, поступает в головной мозг, а тот дает
команду мышцам ног, рук – мы идем, хлопаем и т.д.
– Хотите посмотреть на четырехмесячного эмбриона? Представить
это нам помогут наши уши, но для начала мы должны ответить на вопросы.
Ответы с номерами вы можете выбрать из плаката. Если вы правильно
ответите, то мы увидим, какими были в четыре месяца.
• Как называется наружное ухо?
• Во сколько раз среднее ухо увеличивает
колебания барабанной перепонки?
• Внутреннее ухо похоже на…
• Как называются слуховые косточки
среднего уха?
• В каком ухе находится маленькая
кузница?
• Ухо состоит из … частей.
(Учитель прикрепляет соответствующий номер
разрезанного рисунка уха.)
– Внешне наши уши похожи на четырехмесячного
зародыша. Мочка уха – головка, а козелок – животик. Именно таким
образом, вниз головкой, плод находится в организме мамы.
– Вы, наверное, помните, что для нашего
здоровья необходима ежедневная зарядка? Мы сейчас с вами проведем
гимнастику для ушей, это тоже полезно для нашего здоровья.
• Исследуем уши;
• затем надо потереть возвышение за ухом;
• загнуть ушную раковину вперед, назад;
• повращать козелок по часовой стрелке;
• потянуть мочки вниз;
• потянуть уши вверх;
• растереть уши;
• погладить уши.
(Дети выполняют упражнения. Затем слушают
небольшую песенку про уши.)
Подведение итогов урока.
– Наши уши – драгоценный дар. Если бы мы не слышали звуков, то
не смогли бы говорить. Глухие от рождения люди чаще всего не могут
научиться говорить. Уши нужно беречь, ухаживать за ними, делать
специальную гимнастику. Наши уши связаны с внутренними органами:
исследуя их, мы исследуем свой организм.
Задание на дом: подготовить рассказ «Как беречь свои уши»,
делать гимнастику для ушей.
Спасибо за работу. Здоровья всем! |