Вся гордость учителя в учениках, в
росте посеянных им семян.
Д.И. Менделеев.
В специальных школах - художественных,
музыкальных - учат искусству детей одаренных,
увлеченных. Учат тех, которые мечтают связать
жизнь с творчеством, и родители понимают, что это
необходимо: для развития ребенка, чтобы он вырос
эстетической и гармонично развитой личностью
или просто из престижных соображений.
А зачем искусство в школе еще образовательной?
Зачем учить искусству всех? Вроде ясно - для
художественного развития. Но что должно дать это
развитие? Только "художественно грамотный"
человек может насладиться искусством. И это
истина. Что значит "художественно грамотный"?
Неужели это только умеющий немного рисовать,
лепить, конструировать? А художественная
грамота?
И в школе, где учитель относится творчески к
урокам, открывается путь к формированию
способностей личности.
Что же мне учителю необходимо сделать, чтобы
каждый ребенок мог стать способным, мог взять
эстафету великой культуры от старших поколений,
эстафету поиска, высокой духовной жизни
человека. Взять и нести ее дальше.
Преподавание изобразительного искусства в
общеобразовательных школах необходимо, для
познания жизни, для того, чтобы научить постигать
опыт великого наследия.
"Наша задача состоит в том, чтобы создать более
совершенное общество, дать молодому поколению
как можно больше истинных благ - в первую
очередь духовных, которые смогут сделать жизнь
прекрасней" - это мысли великого художника,
философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.
Необходимо отрабатывать умения, навыки,
которые должны стать средством достижения цели.
Я, как учитель, делаю себе установку: "познавай,
думай, трудись". Долог и тернист этот путь, чтобы
умело указать новому поколению дорогу к
творчеству, к искусству, дорогу к духовной пище.
Что нужно для того, чтобы подготовить хороший
урок?
Во-первых, я обязательно учитываю уровень
подготовленности класса, а уж потом подбираю
материал.
Это не только высокое профессиональное
мастерство и педагогическое совершенство
учителя. С этим, конечно, неразделимы высокие
нравственно-этические принципы и верность
традициям нашей культуры. Учитель школы - это
художник способный решать задачи обучения на
уроке и вне его. Это, безусловно, человек
владеющий методикой, основами дидактики, знающий
проблемы современной педагогики.
Во-вторых, для себя выделяю три подхода к
изобразительной деятельности и восприятию
искусства.
- Первое - бытовое восприятие. Учить ценить
произведения искусства, зная значения картины в
мировом искусстве.
- Второе - искусствоведческое восприятие. Что
видели в картине, что стремился изобразить
художник, какие художественные средства
выразительности применены.
- Третье - профессиональное восприятие. Учить на
практике рисунку, "мазкам", тональным
отношениям и т.д.
И, в-третьих, учу рисованию на реалистической
основе. Именно это считаю главным в воспитании и
подготовке творчески мыслящих поколений
рабочих, служащих, инженеров, ученых.
Предмет изобразительного искусства в школе
должен быть конкретным, иметь четкую структуру
по содержанию и выходить на практический
результат, который оформлен выставками,
презентациями, проектами для других.
Чтобы усилить эффективность обучения
рисованию необходимо четко определить и
последовательно, реализовать конечную цель
обучения.
Сначала я определяю минимальный круг вопросов,
нужных для решения поставленных задач в
обучении. Знания давать к месту, с учетом их
использования в конкретной учебной задаче, тогда
будет прочнее их закрепление. Процесс обучения
необходимо строить на широком использовании
внутрипредметных и межпредметных связей.
Обязательно создаю условия для интенсивного
развития, самостоятельности в творчестве
школьников. Веду обучение в соответствии с
индивидуальными склонностями и способностями
учащихся добросовестно, творчески и
квалифицированно.
Предельно ответственное дело учителя
изобразительного искусства - это обращение к
будущему, влияние на развитие ребенка, на его
отношение к миру, творчеству.
Уроки изобразительного искусства:
- повышают уровень изобразительной культуры,
- решают проблему бездуховности,
- повышают зрительскую культуру,
- чат воспринимать подлинное искусство,
- усиливают радость жизни,
- воспитывают эмоциональную отзывчивость к
прекрасному.
Поэтому учитель общеобразовательной школы
должен обладать необходимыми сведениями по
истории искусств, должен любить искусство,
"видеть" его. Только тогда он сможет справиться
с важной ответственной задачей - развивать в
своих учениках понимание искусства, способность
заражаться им, извлекать из него все то, чем оно
может обогатить их внутренний мир.
Детские работы: Рассматриваю. Анализирую, чем
понравился он мне когда-то.
Выразительная неумелость в изображении
пространства, наивность, смелость при передаче
ситуации. Для кого нарисовал? Это просто диалог
ребенка с кем-то.
Вот передо мной рисунок "На празднике",
выполненный учеником еще в прошлом веке. Я вижу
счастливое детство. Солнце лучезарно освещает
семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося с
шариком в руках. Нет линии земли и неба, но я
чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая
семья.
Маленький автор целостно воспринимает мир и
вижу, что он владеет с техникой работы красками и
фломастером.
Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике.
Где он? Кем стал? Рисует ли? Помнит ли мои
"навязанные" правила рисования? А вдруг стал
художником и нашел свой жизненный путь в
творчестве. Тешу себя тем, что все-таки оставила
след в душе этого человека.
Я стремлюсь научить красоте детей и разбудить в
них живое отношение к искусству, учу жить. |