Тип урока: урок контроля и оценки знаний (время урока – 90 минут).
Форма урока: учебно-деловая игра.
Цели урока:
1. Образовательная:
- в игровой форме повторить основные понятия и законы постоянного тока;
- совершенствовать навыки решения задач различного типа;
- проверить уровень знаний учащихся по данной теме.
2. Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся;
- стимулировать логическое мышление, активность и самостоятельность
студентов;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки самоконтроля.
3. Воспитательная:
- развивать коммуникативные способности;
- формирование культуры поведения и общения;
- воспитание волевых качеств, стремление к победе.
Задачи урока:
- Проверить знание основных физических величин, их обозначение, расчет и
единицу измерения.
- Проверить знание законов постоянного тока.
- Проверить умение решать задачи любого типа.
- Проверить умение читать, анализировать электрические цепи и умение
применять к их расчету различные методы.
Методы обучения:
- наглядные (раздаточный материал: лото, кроссворд, бланк таблицы
соединения проводников);
- практическая работа;
- проблемные (вопросы);
- взаимоконтроль и самоконтроль;
- репродуктивные (повторение и воспроизведение)
Комплексно-методическое обеспечение урока:
- Программное обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint.
- Средства обучения: карточки с заданиями.
Оформление: плакат с девизом: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что
мы знаем!»
Подготовка к уроку: повторить основные понятия и основные законы
постоянного тока, подготовить сообщение о великом физике Оме.
План урока:
- Организация урока: постановка задач и цели урока – 5 минут.
- Устный опрос по вопросам – 5 минут.
- «Физическое лото» – 5 минут.
- Устный рассказ о физических приборах и устное решение задач – 15 минут.
- Устный рассказ о видах соединения, заполнение таблицы, решение задач –
15 минут.
- Кроссворд – 5 минут.
- Сообщение о великом ученом Георге Оме – 5 минут.
- Повторение алгоритма решения задач с помощью метода свертывания и
законов Кирхгофа, решение задач с помощью данных методов – 15 минут.
- Самостоятельная работа – 10 минут.
- Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия – 5 минут.
- Резерв – 5 минут.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодняшний урок – это урок повторения, обобщения и систематизации знаний,
полученных вами при изучении темы: «Законы постоянного тока».
Цель занятия – подготовиться к зачету по теме « Законы постоянного тока».
Данное занятие мы проведем в виде путешествия в страну «Физика». Мы с вами
пройдем по многим городам этой удивительной страны. В каждом городе нас ждет
задание, которое нам необходимо будет выполнить.
Результаты своей работы вы будете фиксировать в таблице результатов, с ее помощью вы оцените свою работу и знания по теме.
Студенты записывают в тетрадях тему урока.
Старт.
Перед тем как двинуться в путь, необходимо выяснить каков ваш «багаж знаний».
Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов.
На вопросы вы ответили, молодцы! Значит, мы можем отправиться в путь.
Город «Законоград».
Проявить вам нужно смекалку, расставить формулы в нужном порядке.
Студентам выдаются бланки с физическим лото.
После выполнения студентами работы, осуществляется взаимопроверка.
За правильные ответы – оценка пять, при наличии одной ошибки – оценка «хорошо»,
при наличии двух-трех неправильных ответов – «удовлетворительно», при
наличии большего числа неправильных ответов – оценка «два».
Город «Прибороград».
Все научные открытия осуществляются в результате многочисленных опытов.
Основным орудием в руках исследователей являются приборы.
1 задание. Предлагаю ответить на вопросы.
2 задание. Составьте по плану рассказ об измерительном приборе.
3 задание. Решите устно задачу с полным комментарием.
Город неразгаданных тайн.
Потребители электроэнергии можно соединить в цепи по-разному, либо
параллельно, либо последовательно и для каждого вида соединения существуют свои
законы для определения параметров цепи.
1 задание. Двум студентам по предложенному плану предлагается составить
устный рассказ о соединении потребителей, а учащиеся заполняют
таблицу.
2 задание. Решите устно задачи.
3 задание. Решите задачи с комментариями у доски и оформлением в тетрадях.
Мост раздумий.
В этом городе вам предлагается в паре со своим соседом выполнить кроссворд. Осуществляется самопроверка (Задание выполняется через копирку,
один вариант сдается преподавателю, а другой проверяется учениками).
Город чародеев и мастеров.
Все законы физики были открыты великими учеными, проживающими в разные эпохи,
в разные времена. Законы постоянного тока многообразны и они были открыты
разными учеными. Познакомимся с краткой биографией ученого , открывшего один из
основных законов электрического тока , с немецким физиком Г. Омом.
Город смекалистых.
Рассмотренные нами схемы по содержанию очень просты.
В реальности встречаются сложные электрические цепи и для их расчета знание
только одного закона Ома не достаточно. С методами расчета сложных цепей вы
познакомитесь более подробно на уроках электротехники, а мы с вами вспомним два,
ранее рассматриваемых нами метода:
- Метод свертывания.
- Метод с применением законов Кирхгофа.
Давайте мы с вами сейчас вспомним основные сведения об этих методах расчета.
1 задание. Расскажите о методах, для этого воспользуйтесь наводящими
вопросами.
2 задание. Решите задачи у доски и на местах с применением метода свертывания.
Умей-город.
Студентам предлагается решить самостоятельно выбранную, в соответствии со
своим уровнем знания, задачу
Заключение.
Сегодня мы с вами хорошо потрудились, очень большой объем учебного материала
повторили, закрепили умение решать задачи. Я думаю, что вы с успехом сможете
сдать зачет по данной теме. |