ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА № 2
Глагол: переходность, возвратность,
залог, классы
I. Знание определений и правил
1. Переходными называются глаголы,
_________ ______________________________ .
2. Непереходными называются глаголы,
____________________________________ .
3. Возвратными называются глаголы,
_______________________________________ .
4. Глаголом действительного залога
называется переходный глагол, ___________________ .
5. Глаголом страдательного залога
называется возвратный глагол, ______________________ .
6. Залог – это грамматическое значение,
которое показывает _______________________ .
7. Чтобы выделить основу инфинитива,
нужно _____________________________________ .
8. Чтобы найти основу настоящего
времени, нужно ___________________________________ .
9. Продуктивными классами называются
такие классы глаголов, по моделям которых ___________
_____________________________________ .
10. Непродуктивными классами
называются такие классы глаголов, по моделям
которых _______ _____________________________________ .
II. Проверка умения применять
знания
при решении практических задач
1. Переходными являются следующие
глаголы:
а) напевать; б) чувствовать; в)
трепетать;
г) улыбаться; д) пристраивать.
2. Глаголы умываться, учиться,
заниматься являются непереходными, потому что:
а) они не переходят в другие части речи;
б) они являются возвратными.
3. Суффикс -ся указывает на:
а) переходность; б) непереходность; в)
ни на что не указывает.
4. Выделите возвратные глаголы:
а) стремиться; б) причесать; в)
умыться;
г) изучать.
5. Выделите возвратные глаголы со
страдательным значением:
а) выучиваться; б) мыться; в) обниматься;
г) разрушаться; д) наноситься.
6. Преобразуйте активные
(действительные) конструкции в страдательные.
Солнце освещает Землю.
Почтальон распаковывает посылку.
Тепло превращает воду в пар.
7. Распределите по 5 продуктивным
классам следующие глаголы:
гонять; основать; решить; крикнуть;
зеленеть.
8. В какой из строчек нужно в суффиксе
глагола писать о/е?
а) рассказ_вать, приказ_вать,
подыск_вать;
б) премир_вать, совет_вать,
окольц_вать.
ОТВЕТЫ
I
1. _________ которые требуют при себе
существительное в вин. пад. без предлога.
2. _________ которые не требуют при себе
существительного в вин. пад. без предлога.
3. __________ которые включают суффикс -ся.
4. _________ обозначающий действие, которое
производит предмет-подлежащее.
5. _________ обозначающий действие, которое
испытывает на себе предмет-подлежащее.
6. _________ отношение действия-глагола к
предмету-подлежащему.
7. ________ от инфинитива отделить суффикс -ть
(-ти).
8. _________ отделить от словоформ
настоящего времени личные окончания.
9. ________ образуются новые языковые
единицы.
10. ______ не образуются новые языковые
единицы.
II
1. а) напевать; б) чувствовать;
г) пристраивать.
2. б) они являются возвратными.
3. б) непереходность.
4. а) стремиться; в) умыться.
5. а) выучиваться; г) разрушаться;
д) наноситься.
6. Земля освещается Солнцем.
Посылка распаковывается
почтальоном.
Вода превращается теплом в пар.
7.
8. б) премировать, советовать,
окольцевать.
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА№ 3
Изъявительное наклонение. Формы
времени глаголов
I. Знание определений и правил
1. Грамматическое время глагола
указывает на____ _________________ .
1 балл
2. Форма прошедшего времени глагола
указывает, что действие _______________ .
1 балл
3. Форма будущего времени глагола
указывает, что действие ________________ .
1 балл
4. Формы прошедшего и будущего времени
указывают на ___________________ .
1 балл
5. Форма настоящего времени не указывает
на _________ .
1 балл
6. Прошедшее и будущее время – это _______ .
1 балл
7. Настоящее время – это __________ .
1 балл
8. Значение формы настоящего времени:
а) ________________________________ ;
б)________________________________ .
2 балла
9. У глаголов совершенного вида
только________ _________ .
1 балл
10. Форма будущего времени глаголов
несовершенного вида состоит из _________ слов,
совершенного вида – из __________ .
2 балла
II. Проверка умения применять знания
при решении практических задач
1. Определите время глаголов и
подчеркните те глаголы, у которых форма времени и
временное значение не совпадают.
Я спросил: «А ты бульон умеешь?» – Но
папа только засмеялся: «А чего тут уметь? – У него
даже заблестели глаза. – Бульон – это проще
пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится,
вот и вся премудрость». (В.Драгунский)
5 баллов
2. а) Назовите грамматическое значение
формы глагола условимся.
б) Произведите анализ всех форм
настоящего времени: какое значение имеет каждая
форма?
Раздается удар гонга, Керолайна
извещает, что ужин продолжается, только под
названием ленч, каковой в Англии приходится на
время обеда, но поскольку сам обед почему-то
переносится на вечер, то для удобства условимся,
что Керолайна просто приготовила ленч, и дело с
концом – прошу за стол! (М.Заринь)
6 баллов
3. Определите значение форм времени и
лица у глаголов читаешь и задумаешься.
Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы
написать что-нибудь полезное, приятное,
усладительное, а то всю подноготную в земле
вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что
это похоже: читаешь... невольно задумаешься,
– а там вся дребедень и пойдет в голову: право бы,
запретил им писать, так-таки просто вовсе бы
запретил. (В.Одоевский)
3 балла
ОТВЕТЫ
I
1. ___________ отношение времени к моменту
речи.
2. __________ произошло до момента речи.
3. _________ будет происходить после
момента речи.
4. __________ несовпадение, разрыв во
времени между действием и речью о нем.
5.___________ разрыв во времени между
действием и речью о нем.
6. _________ признаковые формы времени.
7. _________ беспризнаковая форма времени.
8. а) действие одновременно с моментом
речи; б) действие безотносительно к моменту речи.
9. _________ две формы времени.
10. ______ – двух слов, _________ одного
слова.
II
1. Спросил – прош. время, умеешь
– наст. время безотносительно к моменту речи; засмеялся
– прош. время; заблестели – прош. время; сварится
– буд. время в значении прош.
2. а) Условимся – грамматическое
значение наст. времени; б) раздается, извещает,
продолжается, переносится – значение действия
одновременно с моментом речи; приходится –
действие безотносительно к моменту речи –
происходит постоянно.
3. Читаешь, задумаешься – 2-е л.,
обобщенно-личное значение.
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА № 4
Глагол: наклонение, личные формы,
спряжение, безличные глаголы
I. Знание определений и правил
1. Изъявительное наклонение
обозначает, что действие рассматривается
говорящим как ________ _____________________________ .
1 балл
2. Условное наклонение указывает, что
действие рассматривается как ______________________ .
1 балл
3. Повелительное наклонение обозначает
действие как _________________________ .
1 балл
4. В изъявительном наклонении глаголы:
а) имеют формы времени; б) не имеют форм
времени.
2 балла
5. В условном и повелительном
наклонении глаголы:
а) имеют формы времени; б) не имеют форм
времени.
2 балла
6. Личными формами называются глагольные формы
___________________________ .
2 балла
7. Форма 1-го лица указывает, что
говорящий__ _________________________________ .
2 балла
8. Форма 2-го лица указывает, что
говорящий__ _________________________________ .
2 балла
9. Форма 3-го лица указывает, что
говорящий__ _________________________________ .
2 балла
10. Спряжение – это
______________________________________________________ .
2 балла
11. Глаголы хотеть и бежать –
это _________ ________ глаголы.
1 балл
12. У глаголов 1-го спряжения в личных
окончаниях гласная _______, а у глаголов 2-го
спряжения – гласная _________.
2 балла
13. Чтобы определить безударную гласную
в окончании глагола, нужно поставить его в
___________________ форму.
1 балл
14. Глагол в изъявительном наклонении в
настоящем и будущем времени изменяется по______
_________ и ___________, а в прошедшем – по __________ и
______________ .
4 балла
15. Безличные глаголы обозначают
действие без _____________________________ .
1 балл
II. Проверка умения применять знания
на практике
1. Поставьте глаголы во 2-е лицо
множественного числа (настоящее/будущее время) и
определите их спряжение: написать, сказать,
увидеть, выдвинуть, упрекать, возненавидеть,
расхотеть.
7 баллов
2. Определите
переходность/непереходность глаголов: плетешь,
организуешь, планируешь, радуешь, блестишь,
пляшешь, гремишь, чистишь, пыхтишь, ответишь,
сидишь, скачешь, жаришь.
13 баллов
3. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Определите наклонения глаголов.
Определите спряжения глаголов настоящего
времени.
Соб_рает в лесу Мишка хворост, за
работой не вид_ что уже вечере_. Закончил работу.
Смотр_ – впереди что-то темное и большое движ_ся а
рассмотреть хорошенько (не)может. Едва дыш_ от
страха мальчишка. Чувству_ как похолодели руки по
спине мурашки забег_ли. Хотелось бы побежать, да
ноги не слуша_(тся, ться). Сердце так и колот_ся. А
вдруг медведь?
13 баллов
4. Задания.
1) Определите наклонение и время
глаголов. Особо отметьте глаголы в переносном
значении.
2) Определите значение
фразеологического единства (ФЕ) дуть в одну
дуду и душа разрывается. Как и зачем автор
разрушает эти фразеологизмы?
Толкаясь локтями, мы жали Шурину руку,
обещали принести пластинки к его граммофону.
Орлов даже обнял милиционера и сказал:
– Становись-ка ты, Шура, художником.
Мне захотелось поспорить с Орловым. Я обнял Шуру
с другой стороны:
– Не слушай его, будь милиционером.
– Я и сам не знаю, как тут быть, – признавался
милиционер-художник, притопывая валенками. –
Душа разрывается. И то и другое – дело нужное.
– Надо избрать что-то одно, – сказал Орлов. – И
дуть в эту дудку. А то душа разорвется.
– У меня душа крепкая, – объяснял Шура. – Ее так
просто не разорвать.
– Дуй в две дудки, – уговаривал его я. – Это душу
укрепляет.
(Ю.Коваль)
10 баллов
ОТВЕТЫ
I
1. __________ реальное.
2. _________ нереальное.
3. ________ требуемое.
4. а)
5. б)
6. _____ лица и числа.
7. ______ относит действие к самому себе.
8. ____ относит действие к собеседнику.
9. _____ не относит действие ни к себе, ни к
собеседнику.
10. ____ изменение глагола по лицам и
числам.
11. ________ разноспрягаемые.
12. _____ е, ______ и.
13. _________ неопределенную __________ .
14. _______ лицам и числам __________ , родам
и
числам.
15. ____________ деятеля.
II
1. напишете, скажете, увидите,
выдвинете, упрекаете, возненавидите; расхотите –
разноспряг.
2. плетешь коврик, организуешь
праздник, планируешь отпуск, радуешь маму,
ответишь урок, жаришь картошку, чистишь плиту
– переходные; блестишь, пляшешь, гремишь,
пыхтишь, сидишь, скачешь – непереходные.
3. Собирает в лесу Мишка хворост, за
работой не видит, что уже вечереет. Закончил
работу. Смотрит – впереди что-то темное и большое
движется, а рассмотреть хорошенько не может. Едва
дышит от страха мальчишка. Чувствует, как
похолодели руки, по спине мурашки забегали.
Хотелось бы побежать, да ноги не слушаются.
Сердце так и колотится. А вдруг медведь?
4. 1) жали – изъяв. накл., прош. вр.; обещали
– изъяв. накл., прош. вр.; обнял, сказал –
изъяв. накл., прош. вр.; становись-ка – повел.
накл.; захотелось – изъяв. накл., прош. вр.; обнял
– изъяв. накл., прош. вр.; не слушай, будь –
повел. накл.; не знаю – изъяв. накл., наст. вр.
переносное (в плане прошедшего).
2) дуть в одну дуду – «действовать
слаженно, в одном направлении (о разных людях)»; душа
разрывается – «кто-либо испытывает сильные
чувства – печаль, горечь».
В ФЕ дуть в одну дуду автор
заменяет компонент одну на эту; одну
на две; вместо дуды появляется дудка.
Фразеологизм разрушается, обрастает
конкретно-чувственными ассоциациями; смысл его
несколько смещается, поскольку в тексте речь
идет об одном человеке, стоящем перед выбором. В
ФЕ душа разрывается компонент разрывается
заменяется на разорвется (ср. душа крепкая,
не разорвать). Возвращение ФЕ прямого смысла
придает тексту юмористический оттенок.
|