Цель: отработать умение выделять
часть в целом и объединять части в целое через
создание ситуации исследования и обсуждения
вариантов решения учебной проблемы.
Задачи:
- знакомство с разнообразием вариантов
применения понятий "целое”, "часть”, "доля” и
использование их для решения поставленной
задачи;
- отработка умения решать задачи с
нестандартными условиями;
- формирование умения использовать разные
источники информации;анализировать,
систематизировать, создавать печатную продукцию
(буклет);
- формирование коммуникативной компетентности;
- развитие интереса к изучаемым предметам.
Загрузить презентацию (331,5 КиБ)
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса к предметам: химия и алгебра
- Подготовка к нетрадиционной форме итоговой
аттестации по алгебре и химии
- Создание условий для отработки навыков
лаборанта – технолога
- Создание сборников задач по темам "Сплавы”,
"Растворы” для использования на уроках в
качестве дидактического материала
Необходимое оборудование, материалы,
реактивы:
- Проектор, экран, ноутбук
- Коллекции: удобрения, сплавы, чугун и сталь,
минералы и горные породы
- Презентация по теме: "Задачи на определение
массовой доли веществ в смесях"
- Инструкционные карты для команд
- Чайник электрический, кружки, сбор трав, весы и
разновесы, вода , физиологический раствор
- Таблица «Растворы и смеси»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель математики: Эпиграф:
«Истина не рождается в голове одного человека,
она рождается между людьми, совместно ищущими, в
процессе их диалогического общения». (Михаил
Михайлович Бахтин, русский философ,
литературовед, теоретик искусства)
II. Актуализация (повторение)
Учитель химии:
а) Повторение теории «Нахождение
массовой доли веществ и элементов» по таблице
«Растворы и смеси»
б) Лабораторный опыт-демонстрация (мел,
удобрение, руда, воздух). Смеси: гомогенные и
гетерогенные.
Учитель математики:
в) Смеси: часть от целого (на слайде)
III. Устный счёт
Учитель математики: Выполните
тестовые задания, указав правильный вариант
ответа (вам предлагается выполнить пять
математических задач с использованием понятий
«целое», «часть».)
Тест.
1. Соотнесите дроби, которые выражают доли
некоторой величины и соответствующие им
проценты
а)
б) в)
0,4 г) 0,04
1) 40% 2)
25% 3)
80% 4)4%
2. Укажите неверное утверждение. 3. Для смеси сухих трав взяли душицу и пустырник
в отношении13 : 7. Какой процент смеси составляет
пустырник?
А) 7% Б) 70%
В)
65% Г) 35%
4. Автомобиль имеет длину 520 см .На рекламном
плакате изображена его копия. Реальные размеры
автомобиля относятся к размерам его копии как10:3.
Найти длину автомобиля на плакате?
А) 16 см
Б) 120 см
В) 156 см
Г) 400 см
5. Поездка по железной дороге на новом экспрессе
позволила сократить время в пути с 10 часов до 6
часов. На сколько процентов уменьшилось время
поездки?
А) на 60%
Б) на 40%
В) примерно на
66%
Г) примерно на 34%.
Эти тесты были включены в первую часть
экзаменационных работ (тренировочные
варианты для подготовки к итоговой аттестации в 9
классе в новой форме).
IV. Изучение нового
Задача №1. Для засола огурцов
используют 7% водный раствор поваренной соли
(хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в
достаточной мере подавляет жизнедеятельность
болезнетворных микроорганизмов и плесневого
грибка, и в то же время не препятствует процессам
молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли
и массу воды для приготовления 1 кг такого
раствора. Рассмотрим решение задачи тремя
способами
1способ: Учитель химии:
Рассмотрим метод чаш/
2 способ: Учитель математики:
Алгебраическим методом:
3 способ: Учитель химии: Правило
креста.
При решении задач на растворы с разными
концентрациями чаще всего применяют
диагональную схему правила смешении. При
расчетах записывают одну над другой массовые
доли растворенного вещества в исходных
растворах, справа между ними – его массовую долю
в растворе, который нужно приготовить, и вычитают
по диагонали из большего меньшее значение.
Разности их вычитаний показывают массовые доли
для первого и второго растворов, необходимые для
приготовления нужного раствора.
– массовые части
первого и второго растворов соответственно
V. Закрепление изученного
Каждый участник команды решает задачу №2. С
помощью жеребьёвки определяют, каким способом
будут решать.
Задача №2. Лимонная кислота
содержится не только в лимонах, но также в
незрелых яблоках, вишнях, ягодах смородины.
Лимонная кислота часто используется в кулинарии
и в домашнем хозяйстве (например, для выведения
ржавых пятен с ткани). Определите, какая масса 10% и
70% раствора лимонной кислоты потребуется для
приготовления 100г 20% раствора.
Баллы начисляются только за правильные
ответы.
VI. Конкурс капитанов
Учитель химии: Приготовить лечебный
настой для профилактики и лечения простудных
заболеваний и повышения иммунитета.
Задача: Для профилактики
гиповитаминозов и инфекционных заболеваний
используют 1% настой сухих плодов шиповника.
Приготовьте 1 кг такого настоя, рассчитав массу
сухих плодов и необходимый объём воды.
Предложите данный настой своей команде.
В это время проводится индивидуальная работа
на оценку.
Учитель математики: команды решают
задачи.
1. При смешивании 2кг 30%-го раствора щелочи с
некоторым количеством 60%-го раствора щелочи
получился 40%-й раствор щелочи. Какое количество
60%-го раствора было добавлено?
Пусть добавили х литров 60%-го раствора. По
расчетной формуле получаем:
60 + 60х = 80 + 40х
20х = 20
х = 1
2. Имеется сталь двух сортов с содержанием
никеля 5% и 40%. Сколько тонн стали первого сорта
нужно взять, чтобы в смеси со вторым сортом,
получить при плавке 140 тонн стали с содержанием
никеля 30%?
Пусть взяли х тонн первого сорта, тогда второго
(140-х) тонн
5 * х + 5600 – 40х = 4200
– 35х = –1 400
х = 40
VII. Итог урока. Подведение итогов
Буклет «Методы решения задач на смеси, сплавы,
растворы» (Приложение 1)
VIII. Домашнее задание
– Приготовить буклет с набором задач для
подготовки к ЕГЭ.
IX. Рефлексия
– Продолжить предложение: Химия +
Математика – это… |