Цели: совершенствовать навыки решения задач на сложение и вычитание; развивать логическое мышление и внимание. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. З а д а ч и в с т и х а х. Папа-слон слону-сынишке Подарил четыре книжки. Их слоненок прочитал И друзьям своим раздал. Книгу дал он бегемоту, Две – морскому кашалоту. – Сколько книг осталось у слоненка? Р е ш е н и е: 4 – 1 – 2 = 1 (кн.). Белка сушит на веревке Два гриба и три морковки. Прибежал хорек, утащил грибок. Съел зайчонок две морковки. Что осталось на веревке? Р е ш е н и е: (2 + 3) – 1 – 2 = 2 (м.). 2. Впишите числа так, чтобы получились верные записи. o < 1 o > 8 4 = o 6 < o o < 9 – 7 o > 10 – 2 5 + 3 < o 9 – 2 > o 5 + o = 6 + 3 10 – 5 = 9 – o o + 2 = 4 + 4 7 – 3 = o – 6
III. Сообщение темы урока. – Составьте задачу по рисунку и решите ее.
– Назовите условие этой задачи. – Сформулируйте требование. – Как решить данную задачу? (15 + 4.) – Сегодня на уроке будем решать задачи на сложение и вычитание. IV. Работа по учебнику (с. 95). З а д а н и е № 1. – Прочитайте задачу. – Назовите условие этой задачи. (Рыбак поймал 5 лещей и 8 окуней.) – Сформулируйте требование задачи. (Сколько рыб поймал рыбак?) – Запишите решение и вычислите ответ. Р е ш е н и е: 5 + 8 = 13 (р.). О т в е т: 13 рыб. З а д а н и е № 2. – Прочитайте задачу. – Назовите условие этой задачи. (Рыбак поймал 5 лещей, а окуней – на 8 больше.) – Сформулируйте требование задачи. (Сколько окуней поймал рыбак?) – Запишите решение и вычислите ответ. Р е ш е н и е: 5 + 8 = 13 (ок.). О т в е т: 13 окуней. – Сравните обе задачи. – Чем они похожи? – Чем они отличаются? З а д а н и е № 3. – Выполняя это задание, учащиеся тренируются в решении задач на сложение и вычитание. Задача а – простая задача на нахождение неизвестного уменьшаемого. Р е ш е н и е: 7 + 5 = 12 (гр.). О т в е т: 12 гр. Задача б – простая задача на уменьшение на некоторое число в косвенной форме. – Назовите условие этой задачи. – Сколько писем разнес почтальон утром? (11.) – Как связано число писем, которые почтальон разнес вечером, с числом писем, которые он разнес утром? – Как узнать, сколько писем разнес почтальон вечером? Р е ш е н и е: 11 – 2 = 9 (п.). О т в е т: 9 писем. Задача в – простая задача на сложение. Особенностью этой задачи является то, что в ее условии присутствует слово «отрезали», которое может ввести учащихся в заблуждение с выбором действия для решения. Р е ш е н и е: 5 + 6 = 11 (см). О т в е т: 11 см. Задача г – аналогична задаче б. – Назовите условие этой задачи. – Сколько засушили лютиков? (11 лютиков.) – Как связано число ромашек с числом лютиков? – Как узнать, сколько засушили ромашек? Р е ш е н и е: 11 – 5 = 6 (р.). О т в е т: 6 ромашек. Задача д. Для ее решения предлагается использовать схематический чертеж, на котором число попугайчиков в каждой клетке изображено с помощью соответствующего отрезка. – Предлагаемая иллюстрация позволяет получить ответ на требование задачи с помощью всего лишь одного действия: 3 – 2 = 1 (п.), в то время как «решение в лоб» требует выполнения трех действий: 1) 4 + 2 = 6 (п.) – во второй клетке. 2) 6 – 3 = 3 (п.) – в третьей клетке. 3) 4 – 3 = 1 (п.) – меньше в третьей клетке, чем в первой. О т в е т: на 1 попугайчика меньше. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнение. Подарил утятам ёжик Восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят: Сколько было всех утят? (4.) V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 120–122). Учащиеся выполняют задания № 3–5 по выбору учителя. VII. Итог урока. – чему сегодня вы научились?