Цели: повторить знания о задачах и их решении; закреплять знания смысла действий сложения и вычитания, их связь с отношениями «больше на...» и «меньше на...»; развивать умение рассуждать и анализировать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. За один раз ёжик уносит 4 яблока и 2 грибочка. Сколько всего яблок и грибов уносит ежик за один раз? 4 + 2 = 6 – Сколько унесет за два раза? 6 + 6 = 12 – Сколько унесет за три раза? 12 + 6 = 18 2. За один день ёжик съедает 2 яблока и 1 гриб. На сколько дней хватает ёжику того, что он принес за один раз? 2 + 1 = 3 О т в е т: на 2 дня. 3. Сколько грибочков у ёжика уже лежит в норке, если он сейчас несет 2 грибочка и когда их положит в кладовую, то грибочков станет 10? 10 – 2 = 8 (гр.) 4. Сколько было у ёжика яблочек, если когда он положит эти 4, то всего яблок в кладовой станет 9? 9 – 4 = 5 (ябл.) 5. Вычислите. 9 + 1 + 4 = o 16 – 6 – 3 = o 5 + 5 + 2 = o 17 – 7 – 5 = o 7 + 3 + 8 = o 19 – 9 – 2 = o 6 + o + 1 = o 18 – o – 4 = o 9 + o + o = o 14 – o – o = o 7 + o + o = o 12 – o – o = o III. Сообщение темы урока. – Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу.
– Назовите условие задачи. – Сформулируйте требование данной задачи. – Какое действие поможет найти искомое число? З а п и с ь: 7 – 1. – Сегодня на уроке будем решать задачи на сложение и вычитание. IV. Работа по учебнику (с. 69). З а д а н и е № 1. – Рассмотрите предложенный рисунок. Кто здесь нарисован? – По данному рисунку придумайте 3 задачи на сложение. В а р и а н т ы з а д а ч: џ Миша пас на лугу животных. В стаде было 3 коровы и 2 барана. Сколько животных в стаде? џ В стаде были 2 коровы белого цвета и 1 корова бурого цвета. Сколько всего было коров? џ Миша пас на лугу 5 животных. С ним была собака Шарик. Сколько всего животных было у Миши? Учитель выбирает задачу, решение которой надо записать в тетрадь. – По данному рисунку придумайте 3 задачи на вычитание. В а р и а н т ы з а д а ч: џ В стаде было 5 животных, коров было 3. остальные были бараны. Сколько было баранов? џ В стаде было 3 коровы. Одна корова была бурого цвета, остальные коровы – белого цвета. Сколько коров было белых? џ На лугу было всего 6 животных. Собака Шарик помогала Мише пасти коров и баранов. Сколько было коров и баранов? Учитель выбирает задачу, решение которой надо записать в тетрадь. З а д а н и е № 2. В этом задании учащимся для анализа предлагается составная задача. – Прочитайте задачу. – О чем говорится в требовании задачи? (Сколько писем почтальон разнес за эти два дня?) – Сколько писем разнес почтальон за первый день? (9 писем.) – Что мы знаем о числе писем, которые он разнес за второй день? (На 2 письма больше.) – Как можно узнать это число? – Итак, в первый день почтальон разнес 9 писем, а во второй 9 + 2, то есть 11 писем. Каким действием мы найдем число писем, разнесенных по адресам за эти два дня? (Сложением.) – А теперь найдите выражение, в котором записано то, что мы только что выяснили об интересующем нас числе писем.
9 + (9+2)
З а д а н и е № 3. В этом задании перед учащимися ставится обратная задача: нужно придумать составную задачу по данному выражению. – Прочитайте выражение (10 – 2) + 5. – Сколько действий содержится в этом выражении? (Вычитание и сложение.) – Какое действие выполняется сначала? (Вычитание.) – Что можно сделать с помощью отношения «на 2 меньше», которое можно включить в формулировку задачи? – После этого к полученному числу нужно прибавить число 5, что можно «обеспечить» за счет увеличения этого числа на 5, включив в формулировку задачи слова «на 5 больше». З а д а ч а. В вазе было 10 белых роз, а красных – на 2 розы меньше. Потом поставили еще 5 красных роз. Сколько всего красных роз стало в вазе? Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнение. Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон, сколько кошек? (8.) V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 117–119). Учащиеся выполняют задания № 1–3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а VI. Работа по карточкам. Учащиеся составляют и решают задачи, используя иллюстрации. Карточка № 1. Было