В коррекционной школе VIII вида используются различные формы занятий по
физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является
урок физической культуры. Если в общеобразовательной школе урок физической
культуры состоит из трех частей, то в коррекционной — из четырех. Каждая часть
урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих
принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является
комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов
развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и
в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка. Образовательные
задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков,
получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их
здоровья. Воспитательные задачи решаются параллельно
с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями,
воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается
чувство товарищества и взаимопомощи. Воспитательные задачи достаточно
трудоемки, поэтому иногда в своем рабочем плане-конспекте учитель не определяет
их только потому, что не может быть обучения без воспитания и
наоборот. Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение
таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают
развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя — подобрать
специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать
этот комплекс для исправления нарушений физического развития и
моторики. Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи.
Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения
используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и
в интеллектуальном развитии. Уроки физической культуры, особенно
в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся
к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны,
быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не
всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес
к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми. В 3—4 классах
следует практиковать выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше»,
«Кто точнее». Учитель должен серьезно подготовиться к уроку:
познакомиться с учениками класса; узнать об уровне их физического развития,
двигательной подготовленности, интеллектуальных особенностях; побывать на уроках
математики, письма, ручного труда; проконсультироваться с классным руководителем
и врачом школы. При планировании уроков учитель должен учитывать
следующее: • где будет проводиться урок:
в зале или на улице; • в каком состоянии
находится предполагаемое место занятий; • как
обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем; • какое место в учебном расписании занимает данный
урок; • какова готовность учащихся
к предложенным нагрузкам на уроке; • проявляют ли дети интерес к занятиям на
уроке. Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая
поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение
урока. Вводная часть урока. В этой части решаются
организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно
в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться
к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения),
строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению. Строить
детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу,
видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им
помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического
развития. Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя,
с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди.
В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться. Место
построения в зале можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата,
треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают
свое место и учеников, которые стоят рядом. В подготовительном, 1 и
2 классах продолжительность вводной части урока 8—10 мин, так как ученики долго
переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться
в двигательную деятельность. В 3—4 классах продолжительность вводной части
составляет 5—6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя
ученики уже подготовлены. Подготовительная часть урока
решает следующие задачи. 1. Подготовить организм учащихся
к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические
упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении.
Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими палками,
флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы,
прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают
первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах
подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и
коррекционных упражнений. 2. Выбрать два-три упражнения, которые
направлены на формирование двигательных умений и навыков. 3.
Использовать только подготовительные физические упражнения как средство
формирования определенного двигательного качества. 4. Включить
в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и
сопутствующих дефектов. Таким образом, в подготовительную часть урока
вводится восемь—десять упражнений различного характера. Она может длиться
10—15 мин. В основной части урока решаются
образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их
решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения,
игры различного характера. При проведении основной части урока задача
учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы
вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения
упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует
выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие
каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), — в начале или
в конце. В основной части урока можно проводить игры различной
направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания
мяча. Так как на уроках в начальных классах отводится большое место
гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это
обусловлено еще и тем, что у учащихся 1—4 классов значительно нарушена именно
ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует
кропотливой работы. В 3—4 классах в основную часть урока можно чаще
включать ходьбу, бег, метание, прыжки. Основная часть урока длится
20—25 мин и плавно переходит в заключительную
часть. Заключительная часть урока решает две
задачи. 1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной
деятельности во внеурочное время. 2. Подвести итоги урока, оценить
умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку. На уроке
подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время
дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей
из зала четко организован. Продолжительность заключительной части урока
в подготовительном и 1 классах — до 7 мин, во 2—4 классах —
3—5 мин. Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока,
состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что обучение
детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не
влияющим на фронтальное прохождение материала. В практике работы
специальной (коррекционной) школы VIII вида нужно выделить следующие типы
уроков: вводные, на ознакомление с новым материалом, комбинированные
(смешанные), уроки повторения пройденного и контрольно-зачетные.
|