Цели:
- Развитие творческих способностей детей через пластические,
вокальные,
художественные задания на уроках музыки.
- Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
- Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с
искусством.
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира.
Характерной
особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на
уроке, и,
как следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности
помогает
развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее
реагировать на
прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам
выражения.
Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в
области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого
характера и с
некоторыми из них я хочу поделиться.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие
творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического
искусства. Так в симфонической сказке "Петя и волк” С. Прокофьева
учащиеся не
только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической
импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка,
дедушки и
охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к
музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный
образ –
способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый
ученик
ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут
воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4
классах
учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально
исполнить
их. Как правило, это небольшие четверостишия.
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники
воплощают
музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно
сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе
воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит
развитие
ассоциативно-образного мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится
творческая
проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли
драматурга и
придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так,
начиная
с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на
заданное
музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где
музыка была
бы главным героем.
5. "Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю
несколько
творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и
анализа
музыкального произведения "перевести” его на язык красок или движения.
Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как
количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с
более
сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы
музыкального
произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив
богаче.
Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в
письменной
форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или
с
помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального
произведения.
6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот
прием.
Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3
заданных
слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на
основе
литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал
романс
"Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из
старинных
танцев).
7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два
прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно
обобщающее
слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать
однокоренные
слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет –
мы любим
его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует,
выступает –
четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует,
гастролирует,
музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает –
перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием
следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального
произведения
ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные
слова,
относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты
ответов
фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные
понятия,
предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая –
взволнованная –
бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа –
ликование...
9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации
как
творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или
наоборот
домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников.
Я
направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.
10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится
обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут
быть
использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть
уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные
викторины и
музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок
подбирается
исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех
видах
деятельности.
Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и
художественных
представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной
сфер
психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная
содержательность
музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах
их
выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в
эстетическом
воспитании. |