Тип урока:
урок изучения текста художественного
произведения
Проблемный вопрос: Каким человеком
предстает
перед нами И. А. Крылов?
Цели и задачи:
- сформировать представление о личности писателя через
знакомство
с текстом;
- расширить знания о басне как малой эпической форме на
примере
басни «Квартет»;
- формировать надпредметные умения и навыки (умение
анализировать,
сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на
заданную
тему, создавать описание по рисунку, умение работать со
словарями);
- развивать у учащихся творческое восприятие
литературного произведения
через иллюстрирование и чтение по ролям;
- предоставить учащимся возможность оценить работу на
уроке с
помощью консультантов;
- сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с
полученным
в конце урока, проверить результативность предложенных
учащимся
форм работы.
Материалы и оборудование к уроку:
портрет Крылова, иллюстрации, сделанные учащимися,
музыкальное исполнение
басни «Квартет» (композитор Рубинштейн),листы самооценки, раздаточный материал с цитатами о Крылове. Методы
: творческое чтение, сопоставление
со смежными
видами искусств, эвристическая беседа, исследовательский
метод.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
ХОД УРОКА
1. Объявление темы, цели и проблемного вопроса
Мы продолжаем знакомство с новым жанром – басней. Как
необычно
звучит это слово, а какие ассоциации оно у вас вызывает?
Запись ассоциаций на доске
Вопрос: какие отличительные особенности
басни
как жанра Вы можете назвать?
Ответ: краткая форма, действующие лица –
животные,
высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня
поучает.
Вопрос: но чтобы поучать других, надо,
наверное,
самому знать очень много. В истории литературы не так уж
много имен
баснописцев. Мы знакомились с Вами со знаменитыми
баснописцами Древней
Греции и Франции Эзопом и Лафонтеном. Имя какого русского
поэта
мы вспоминаем, когда говорим о баснях?
Ответ: И. А. Крылова
Вопрос: о нем и пойдет речь сегодня на
уроке.
Тема нашего урока «Загадка И. А. Крылова». О загадочности
этого
писателя говорили еще его современники. Эпиграф нашего
урока – это
слова поэта Батюшкова: «Этот человек - загадка, и
великая». Попробуйте
определить цель урока.
Ответ: разгадать загадку Крылова
Вопрос: верно, но на этот раз загадка не
из простых,
ведь это загадка личности человека, его характера. И в
конце урока
мы должны ответить на вопрос: каким человеком предстает
перед нами
Крылов?
2. Работа с иллюстрациями
Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его
внешность.
Всмотритесь в портрет Крылова внимательно. Что вы можете
сказать
об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?
Ответ: добрый, ленивый, мудрый,
серьезный
Вопрос: а теперь обратимся к
высказываниям великих
людей – современников Крылова. Какое высказывание вам
больше по
душе? Какие еще особенности личности можно добавить к
характеристике
писателя?
3. Работа с раздаточным материалом (цитаты великих людей
о Крылове)
Ответ: себе на уме, «лукавый дедушка»,
знаток
музыки и музыкант, авантюрист и непоседа, очень разный,
многосторонний,
знающий (ключевые слова подчеркнуть)
Вывод: итак, мы видим, что Крылов был
человеком
в высшей степени необычным, разносторонним, мог раскрыть
перед человеком
только одну сторону своего характера и держать втайне
другие.
Вопрос: но Крылов не простой человек, он
писатель,
поэт, баснописец. Поэтому, чтобы еще лучше узнать его
характер,
надо обратиться к тексту басни «Квартет».
4. Чтение по ролям
5. Анализ басни
Вопрос: как вы считаете, подтвердила ли
басня
справедливость слов великих людей?
(ищем совпадения)
Ответ: да, любитель музыки, себе на уме
Вопрос: обратимся к названию. Что
обозначает слово
квартет?
Ответ: коллектив из 4 музыкантов,
расположенных
в определенном порядке.
Вопрос: какие еще музыкальные термины
встречаются
в тексте?
Ответ учащегося (домашняя работа)
Вопрос: в басне много говорится о
музыке, а как
вы считаете, можно ли спеть басню? Прослушайте отрывок на
музыку
композитора Рубинштейна и ответьте на вопрос: с помощью
каких средств
музыка передает характер?
Ответ: высота голоса, сила, темп, тембр
Вопрос: какими же Вы представляете
характер героев
басни?
(работа с текстом, выборка цитат)
Вопрос: посмотрите на рисунки ребят.
Кому удалось
передать характеры героев, с помощью каких средств?
Ответ: колорит, расположение героев на
рисунке,
необычность замысла, техника работы (гуашь, акварель,
карандаш),
яркость
Вопрос: характеры героев басни
действительно очень
яркие и индивидуальные, но не кажется ли Вам необычным
выбор именно
этих героев для квартета. Почему образы именно этих
животных использовал
в своей басне Крылов?
Сообщение учащихся о фольклорных истоках образов
басни
Вопрос: таким образом, чтобы создать
басню, Крылову
надо было хорошо знать фольклор. Каким же человеком
предстает перед
нами Крылов?
Ответ: ………………………………………
Вопрос: но басня привлекает не только
героями,
но и языком, необычным сочетанием стилей.
Сообщение учащегося об особенностях языка басни
Вопрос: но есть еще одна загадка в этой
басне,
вглядитесь в текст, вы не найдете морали, как же тогда
определить
аллегорический смысл басни?
Ответ:
........................................
Вопрос: подводя итоги нашего урока,
попробуем
ответить на вопрос, каким человеком предстает перед нами
Крылов,
закончив один из вариантов предложения, написанных на
доске.
Домашнее задание:
- выучить наизусть басню
- написать сочинение – миниатюру "Мое знакомство с
Крыловым”.
Раздаточный материал
Крылов глазами
великих людей.
Этот человек – загадка, и великая.
К. Батюшков
Образец русского себе на уме.
В. Г. Белинский
Не кажется ли удивительным тот факт, что
Крылов…питал искреннее
отвращение к самой природе басни.
Л. С. Выгодский
Крылов начинал свой жизненный путь как отчаянный
авантюрист
и непоседа.
В. Архипов
|
Глядит, как резвятся вокруг него |
|
Богато одаренный, Крылов
профессионально
владел скрипкой. Страстно увлекался
оперой…являлся знатоком
и ценителем музыки. |
|
|
И. М. Ямпольский |
|
Лист самооценки
Тема урока |
|
Класс |
|
Фамилия учащегося |
Оценка работы |
Ваши пожелания |
|
|
|
|