Тип урока: урок изучения текста художественного произведения Проблемный вопрос: Каким человеком предстает перед нами И. А. Крылов? Цели и задачи: сформировать представление о личности писателя через знакомство с текстом; расширить знания о басне как малой эпической форме на примере басни «Квартет»; формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему, создавать описание по рисунку, умение работать со словарями); развивать у учащихся творческое восприятие литературного произведения через иллюстрирование и чтение по ролям; предоставить учащимся возможность оценить работу на уроке с помощью консультантов; сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока, проверить результативность предложенных учащимся форм работы. Материалы и оборудование к уроку: портрет Крылова, иллюстрации, сделанные учащимися, музыкальное исполнение басни «Квартет» (композитор Рубинштейн), листы самооценки, раздаточный материал с цитатами о Крылове. Методы: творческое чтение, сопоставление со смежными видами искусств, эвристическая беседа, исследовательский метод.
ХОД УРОКА
1. Объявление темы, цели и проблемного вопроса Мы продолжаем знакомство с новым жанром – басней. Как необычно звучит это слово, а какие ассоциации оно у вас вызывает? Запись ассоциаций на доске Вопрос: какие отличительные особенности басни как жанра Вы можете назвать? Ответ: краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Вопрос: но чтобы поучать других, надо, наверное, самому знать очень много. В истории литературы не так уж много имен баснописцев. Мы знакомились с Вами со знаменитыми баснописцами Древней Греции и Франции Эзопом и Лафонтеном. Имя какого русского поэта мы вспоминаем, когда говорим о баснях? Ответ: И. А. Крылова Вопрос: о нем и пойдет речь сегодня на уроке. Тема нашего урока «Загадка И. А. Крылова». О загадочности этого писателя говорили еще его современники. Эпиграф нашего урока – это слова поэта Батюшкова: «Этот человек - загадка, и великая». Попробуйте определить цель урока. Ответ: разгадать загадку Крылова Вопрос: верно, но на этот раз загадка не из простых, ведь это загадка личности человека, его характера. И в конце урока мы должны ответить на вопрос: каким человеком предстает перед нами Крылов?
2. Работа с иллюстрациями Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Всмотритесь в портрет Крылова внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? Ответ: добрый, ленивый, мудрый, серьезный Вопрос: а теперь обратимся к высказываниям великих людей – современников Крылова. Какое высказывание вам больше по душе? Какие еще особенности личности можно добавить к характеристике писателя?
3. Работа с раздаточным материалом (цитаты великих людей о Крылове) Ответ: себе на уме, «лукавый дедушка», знаток музыки и музыкант, авантюрист и непоседа, очень разный, многосторонний, знающий (ключевые слова подчеркнуть) Вывод: итак, мы видим, что Крылов был человеком в высшей степени необычным, разносторонним, мог раскрыть перед человеком только одну сторону своего характера и держать втайне другие. Вопрос: но Крылов не простой человек, он писатель, поэт, баснописец. Поэтому, чтобы еще лучше узнать его характер, надо обратиться к тексту басни «Квартет».
4. Чтение по ролям 5. Анализ басни
Вопрос: как вы считаете, подтвердила ли басня справедливость слов великих людей? (ищем совпадения) Ответ: да, любитель музыки, себе на уме Вопрос: обратимся к названию. Что обозначает слово квартет? Ответ: коллектив из 4 музыкантов, расположенных в определенном порядке. Вопрос: какие еще музыкальные термины встречаются в тексте? Ответ учащегося (домашняя работа) Вопрос: в басне много говорится о музыке, а как вы считаете, можно ли спеть басню? Прослушайте отрывок на музыку композитора Рубинштейна и ответьте на вопрос: с помощью каких средств музыка передает характер? Ответ: высота голоса, сила, темп, тембр Вопрос: какими же Вы представляете характер героев басни? (работа с текстом, выборка цитат) Вопрос: посмотрите на рисунки ребят. Кому удалось передать характеры героев, с помощью каких средств? Ответ: колорит, расположение героев на рисунке, необычность замысла, техника работы (гуашь, акварель, карандаш), яркость Вопрос: характеры героев басни действительно очень яркие и индивидуальные, но не кажется ли Вам необычным выбор именно этих героев для квартета. Почему образы именно этих животных использовал в своей басне Крылов? Сообщение учащихся о фольклорных истоках образов басни Вопрос: таким образом, чтобы создать басню, Крылову надо было хорошо знать фольклор. Каким же человеком предстает перед нами Крылов? Ответ: ……………………………………… Вопрос: но басня привлекает не только героями, но и языком, необычным сочетанием стилей. Сообщение учащегося об особенностях языка басни Вопрос: но есть еще одна загадка в этой басне, вглядитесь в текст, вы не найдете морали, как же тогда определить аллегорический смысл басни? Ответ: ........................................ Вопрос: подводя итоги нашего урока, попробуем ответить на вопрос, каким человеком предстает перед нами Крылов, закончив один из вариантов предложения, написанных на доске.
Домашнее задание: выучить наизусть басню написать сочинение – миниатюру "Мое знакомство с Крыловым”. |