Это комбинированный урок, на
котором проводятся закрепление, оценка знаний
учащихся и изучение новой темы.
Структура урока
1. Письменная работа по
воспроизведению опорного конспекта по теме
"Кожа” – 10 мин.
2. Устная проработка изученного материала и
оценка знаний учащихся – 10–12 мин.
3. Изучение нового материала и демонстрация
кинофильма "Кожа и гигиена одежды” – 22–24 мин.
Письменную работу ученики
выполняют индивидуально, рисуют в домашних
тетрадях конспект по теме "Кожа”. По истечении
времени "ассистенты” (дежурные учащиеся)
собирают тетради, проверяют конспекты и
выставляют за них оценки непосредственно в
тетрадях (учитель время от времени проверят
объективность выставляемых оценок). Дети
добросовестно относятся к порученным
обязанностям и обычно оценки ставят справедливо.
"Ассистентами” бывают по очереди все учащиеся.
Одновременно с письменной
работой в эти же 10 мин учитель проводит устные
опросы. Вызываются сразу два ученика. Один из них
тихо отвечает учителю на данный вопрос. Другой
ученик тихо на магнитофон проговаривает часть
опорного конспекта. На это затрачивается около 5
мин. Затем учащиеся садятся на свои места и
продолжают письменную работу. Потом
опрашиваются еще два ученика.
Так за время письменной
работы получают оценки четыре ученика.
Прослушивание магнитофонной
записи доверяется учащимся параллельного класса
или ученикам этого же класса во внеурочное время.
Для активизации работы
учащихся и развития у них навыков общения мы
ввели работу в учебных парах. Что это такое?
Ученики, сидящие за соседними
столами, поворачиваются друг к другу лицом и тихо
по очереди рассказывают содержание темы,
повторяя пройденный материал. Обычно учащиеся
сообщают при этом интересные сведения, которые
находят в научно-популярной литературе,
рекомендованной учителем в начале изучения темы.
Информация о самых лучших
ответах в паре и интересных сообщениях поступает
к учителю. Он вызывает этих учеников (обычно их
бывает 3–5) к доске и их заслушивает весь класс.
Так ребята не только повторяют, но и расширяют
знания.
Рис. 1. Опорный конспект по
теме "Строение и функции кожи"
Все устные ответы оцениваются
учителем вслух, и "ассистенты” заносят эти
оценки в свою ведомость.
На этом учебная тренировка
(повторение) и проверка знаний учащихся не
заканчиваются. К теме этого урока мы еще раз
возвращаемся (в другой форме и других связях) на
3-м уроке – при составлении творческих
конспектов по теме, на 5-м уроке – при
взаимоконтроле знаний.
При изучении нового материала
раскрывается понятие закаливания организма,
выявляется участие кожи в этом процессе,
учащиеся знакомятся с факторами и правилами
закаливания, с воздействием на организм воздуха,
воды и солнца, с правилами оказания первой помощи
при ожогах и обморожениях. Используются методы
беседы, сообщение ученика. В заключение урока
демонстрируется кинофильм "Кожа и гигиена
одежды”. Перед демонстрацией фильма классу
задаются вопросы, за ответы на которые после
просмотра еще нескольким ученикам выставляются
оценки.
Итак, в ходе урока все
учащиеся получили оценки за письменную работу и
еще 10 ребят – за устные ответы. Для учета оценок в
классе ведется ведомость открытого учета знаний
(таблица). В нее "ассистенты” после урока
заносят все оценки, полученные учащимися за
устные и письменные ответы. Пятерки ставятся в
ней чернилами, другие оценки – карандашом. Это
значит, что учащиеся имеют право улучшить свои
оценки после дополнительной проработки
материала. Отсутствие оценки в ведомости говорит
о том, что ученик не сдал опорный конспект и имеет
задолженность.
Таблица. Ведомость
открытого учета знаний учащихся по разделу
"Человек и его здоровье” На дом школьникам задается
самостоятельное составление творческого
опорного конспекта по теме "Гигиена кожи и
закаливание организма”. Рекомендации по
составлению таких конспектов выдаются каждому
ученику в начале учебного года и наклеиваются на
первую страницу тетради с опорными конспектами.
Вот эти рекомендации.
1. Вдумайтесь в название темы
конспекта, вспомните материал, изученный на
уроках по этой теме.
2. Изучите текст соответствующих параграфов
учебника, прочитайте дополнительную литературу
по этому вопросу, выделите основные понятия,
термины.
3. Составьте план конспекта.
4. Продумайте символику опорных сигналов.
5. Приступая к графическому изображению опорных
сигналов, не забывайте о логике изложения
материала.
6. Не злоупотребляйте фактическим материалом,
иначе конспект получится громоздким и трудным
для понимания.
7. Для составления конспекта используйте сначала
простой карандаш, и только убедившись, что
достигли цели, приступайте к его раскрашиванию.
Помните о смысловой нагрузке цвета.
8. Подготовьте устный рассказ по составленному
конспекту.
Для выполнения задания
предлагается прочитать текст учебника
Выполнение подобной работы
развивает творческие возможности школьников,
расширяет их кругозор, повышает интерес к
знаниям. Нет необходимости делать такие
конспекты по каждой теме. За год учащиеся 9-го
класса нашей школы составляют 7 творческих
конспектов. Оценивает их работу учитель.
В результате использования
метода Шаталова тема "Кожа” изучена на двух
уроках (вместо четырех по программе), основной
материал усваивается школьниками в классе,
интенсивное повторение и закрепление его
приводит к прочности знаний.
|